«Да она ж ему в дочки годится!», «Седина в бороду — и туда же!», «На кой ей этот старикан сдался? Дело в деньгах, не иначе», — до сих пор реакция на пару, где мужчина старше своей избранницы на 15−25 лет, именно такая.
Откровенные рассказы трех пар, на которые тоже не раз и не два показывали пальцем из-за разницы в возрасте, помогут взглянуть на такие браки изнутри.
Разница в 24 года: «Я чувствовала себя прилипчивой маленькой девочкой из страны третьего мира»
Анна (29) и Бу (53), вместе 7 лет, растят 2-летнюю дочь.
«Когда я уезжала в Швецию учиться, у меня и в мыслях не было, что я с кем-то там познакомлюсь, влюблюсь и в человека, и в страну, и останусь там жить. Не говоря уже о тех обстоятельствах, при которых это все произошло, — говорит Аня. — Мы познакомились, когда я приехала учиться на международную магистерскую программу в Мальмо, а Бу по волшебному стечению обстоятельств оказался на этой программе куратором и основным преподавателем. Я прекрасно помню тот момент, когда он зашел в класс: посекундно, как в замедленной съемке. А уж когда он начал собственно преподавать, — тогда я и поняла, что такое любовь с первого взгляда. У меня было ощущение, что все мои девичьи мечты об идеальном мужчине взяли и осуществились, вплоть до мельчайших деталей.
Мне было тогда 22, ему — 46, но мне всегда нравились мужчины старше меня, и мне всегда было гораздо проще с условным поколением моих родителей, чем со своим. Поэтому разница в возрасте меня изначально никак не отпугнула. Отпугнула, скорее, мысль о том, что привлекательный, богемный интеллектуал-профессор этого возраста, скорее всего, или безнадежно женат, или гей, или спит со студентками в режиме конвейера.
Но все оказалось куда лучше: после ряда забавных стечений обстоятельств мы начали встречаться, сначала прятались ото всех и вся (этот роман грозил Бу потерей работы и репутации), потом Бу получил новую работу, ушел из того университета, где мы встретились, и мы начали встречаться в открытую.
А еще через три месяца мы расстались. Виной тому стала череда недосказанностей и недопониманий, и, самое главное, — целый вагон тараканов и предрассудков в голове каждого из нас. Каждый подозревал другого в чем-то не слишком хорошем. Я сама себе казалась маленькой глупой девочкой, которой он только пользуется (и эта мысль активно подогревалась во мне моим женским окружением), испытывала огромное чувство неполноценности, постоянно сравнивала себя с его бывшей женой, которая «была ему ровней, не то что я — прилипчивая маленькая девочка из страны третьего мира», — и не могла ему доверять. Он мне, впрочем, тоже.
Но на этом наша история не закончилась. Спустя несколько месяцев, мы снова сделали шаг навстречу друг другу, честно обговорили все, что между нами происходило, — и с тех пор наш драматичный и очень бурный роман стал серьезными и равноправными отношениями. Потом он плавно перетек в жизнь вместе, создание семьи и рождение ребенка. Про возраст и разницу в возрасте с тех пор никто из нас особенно не задумывался.
А вот мои родители к нашим отношениям вначале отнеслись радикально негативно (они младше Бу на пару лет), пророчили всякое нехорошее, накручивали меня против него, но потом смягчились, а познакомившись с ним, так и вовсе расслабились — увидели, что он действительно хороший человек и что у нас любовь. Теперь защищают его в наших с ним конфликтах. Родителей Бу в живых уже нет, так что с той стороны некого спросить. А все остальные окружающие, скорее, с попкорном смотрели за развитием нашего бурного романа, а осуждали или нет — мне неизвестно. Ну, а сейчас, по-моему, все уже об этом забыли: ну вот такая мы пара, чего странного-то?..
Нам сложно говорить про плюсы и минусы наших отношений, поскольку для нас наша семья — это в первую очередь союз двух личностей, основанный на любви и влечении друг к другу: и телесном, и интеллектуальном. К тому же нас разделяет не только целое поколение, но и культура, и язык. Так что сложно сказать, что именно в наших отношениях является результатом «притирки» двух личностей друг к другу (а мы — полные противоположности по характеру, полнейшие!), что проистекает из разницы культур, а что — из разницы поколений.
С другой стороны, у нас похожие интересы, схожие вкусы, идеалы и жизненные цели — и именно они нас объединяют. Бу на тему возраста не загоняется вообще. Он достаточно уверен в себе, чтобы меня ни к кому не ревновать и не думать о других возможных мужчинах.
Среди минусов нашей разницы в возрасте самым ощутимым, пожалуй, является вопрос заведения детей. С этим лучше не затягивать, и эта мысль добавляет в жизнь немного стресса. Плюс нам довольно сложно иметь общих друзей — это мы-то друг другу нравимся, но далеко не факт, что друзья каждого из нас оценят наше внезапное появление в давно сложившемся дружеском кругу (хотя в реальности почти никаких проблем с этим у нас так и не возникло). У нас был долгий период, когда я доживала свои «подростковые» годы, тусила с друзьями почти каждый вечер, приходила домой на рогах в три часа ночи — и никто никогда мне и слова не сказал.
Нам повезло, что мы живем в совсем другой культуре, где принято входить в отношения поздно, поздно заводить детей, поэтому на пап в возрасте 50+ никто особенно косо не смотрит — у половины же такие. У нас обоих не было детей до этих отношений, и наша София для нас обоих первая и единственная, что в принципе уравнивает наши позиции (я бы не стала ввязываться в эти отношения, если бы у Бу были дети моего возраста или чуть младше, а так мы стоим на одной и той же «социальной ступеньке», несмотря на разницу в возрасте).
В общем, возраст, по нашему опыту, практически не имеет значения, если все другие детали пазла сходятся и если в основе отношений лежит душевное родство и любовь. Против любви не попрешь, какие бы предрассудки ее ни усложняли и ни пытались убить в самом начале отношений".
Разница в 15 лет: «Когда дочку принимают за внучку, муж гордо говорит: «А вот и не угадали!»
Вера (41) и Виктор (56), вместе 7,5 лет, растят 2-летнюю дочь, есть взрослые дети от предыдущих браков.
«Как это ни удивительно, но мы с Витей познакомились в интернете, — рассказывает Вера. — Не знаю, есть ли сейчас такой сервис, но в 2010 году был Я.TUT.BY, где мы оба не искали серьезных знакомств, а, скорее, просто расширяли круг общения. Витя начал комментировать мои фотографии, завязалась переписка, и всего через четыре дня я пригласила его на концерт местного клуба авторской песни, в котором состою сама. Такой была наша первая встреча.
Помимо возраста, меня изначально смутил и его рост, а также тот факт, что официально он тогда еще был женат, хотя фактически они просто жили под одной крышей, что есть взрослая дочка (сейчас ей 32 года) и что дочка-подросток есть и у меня… Но потом, видя его ухаживания, его трепетное отношение ко мне, я постепенно отметала все эти «но»: ну и что, что старше, ну и что, что ростом маловат, ну и что, что штамп в паспорте стоит. А он? Он просто наступал.
Но на деле разницы в возрасте мы практически не ощущаем никогда. Может быть, за счет того, что Виктор достаточно подтянутый и очень подвижный мужчина. Мне даже поначалу казалось, что у него энергии как будто больше, чем у меня. И предрассудков по этому поводу у нас никогда не было. Разве что у него были некоторые страхи по поводу того, как долго он сможет удовлетворять молодую жену в интимном плане. Но они оказались надуманными.
Мы вместе — всего (или аж?) 7,5 лет. Стали жить вместе уже через несколько месяцев после знакомства, а поженились, когда были в счастливом ожидании нашей малышки, спустя 4,5 года после знакомства. Все родственники (и с одной, и с другой стороны) были полностью за наш союз с самого начала. Они видели, как мы любим друг друга, как горят наши глаза, поэтому ни из-за разницы в возрасте, ни по каким другим причинам препятствий к заключению брака не видели.
Мы с мужем обсуждали, какие плюсы и минусы у большой разницы между нами, и, пожалуй, мы не нашли ничего такого, что действительно зависело бы от этой разницы. То есть в нашем браке, конечно, есть и приятные бонусы, и трудности, но они, скорее, связаны с тем, что у обоих к моменту нашей встречи был определенный опыт за плечами, да и вообще, мы оба уже не настолько молоды, как, может быть, хотелось.
Но все же кое-что есть. Причем в одном и том же аспекте для мужа разница в возрасте — минус, а для жены — плюс. Муж немного опасается, что жена может когда-нибудь начать посматривать на мужчин помоложе, зато жена практически может быть спокойна, что мужа на молоденьких не потянет!
Конечно, не раз случалось, что Виктора — молодого папу — принимали за дедушку нашей дочки. Причем иногда его же знакомые. Но нас это совершенно не обижает. Даже забавно смотреть на лица людей, когда в ответ они слышат: «А вот и не угадали! Я — папа!».
И еще, мне кажется, именно из-за того, что муж старше, ему гораздо тяжелее понимать молодежь. Может быть, просто потому что он уже забыл, каким он был в их возрасте. Но из-за этого действительно иногда возникают трудности в воспитании моей дочки от предыдущего брака — ей сейчас 16.
Что каждый из нас сделал для того, чтобы сгладить разницу в возрасте? Наверное, единственное, что мы делаем, — просто не замечаем этой разницы. Причем для этого мы даже не прилагаем усилий. Нам просто хорошо вместе, мы чувствуем себя комфортно в любой ситуации и ко всему в жизни стараемся относиться с юмором".
Разница в 20 лет: «Никто не верил, что наши отношения продлятся больше года»
Ирина (29) и Анатолий (49), вместе 8 лет, растят годовалую дочь.
«Когда мне было всего 18, а ему 38, нас познакомила моя однокурсница, — вспоминает Ирина. — Ни о каких отношениях тогда и речи не шло, просто нравилось друг с другом общаться. Не знаю, что именно он нашел тогда в общении со мной, но мне с ним было всегда безумно интересно. Но в какой-то момент наше общение прекратилось, я вышла замуж и уехала в другой город. Однако брак мой продлился всего год — не срослось. И тут, по иронии судьбы, Толя переехал в этот же город по работе. Как будто свыше нам суждено было снова встретиться. Это был 2009 год. И с тех пор мы больше не расставались.
Конечно, поначалу у меня были некоторые опасения. Как-никак 20 лет разницы… Это много. Но я почему-то никогда особо этой разницы не ощущала: ни тогда, ни сейчас, спустя 8 лет совместной жизни. Наверное, потому что у нас с Толей много общих интересов, много общих целей. Мы очень похожи во взглядах на жизнь, но при этом совершенно разные. Это и притягивает.
Он рассудительный, умный, очень уверенный в себе, сильный духом. С ним мне спокойно и при этом никогда не скучно. С самого начала умел вселить эту уверенность и в меня. Поддержать, сказать: «У тебя все получится!», и, когда нужно, дать «волшебный пендель». Немало перемен в моей жизни произошло именно с его легкой руки: еще одно образование, операция на глазах, и много-много очень важных жизненных решений, которые без поддержки мужа я вряд ли бы смогла принять.
Что касается мнения окружающих, — конечно, встречаемся с самыми разными взглядами на нашу семью. Особенно часто приходилось ловить недоумение на лицах друзей и знакомых в самом начале наших отношений. Не стану скрывать, 99% вышеупомянутых были уверены, что наши отношения не продержатся и года. И по их сценарию, я должна была умчаться от Толика к какому-нибудь молодому и перспективному самцу. Но ведь нет, не умчалась!
Однажды на стройплощадке, где работал Толя, произошел несчастный случай: обрушилась стена. Он получил тогда тяжелейшие травмы: переломы рук, ног, позвоночника. Тогда было много разговоров: «Вот сейчас она его и бросит. Зачем ей, молодой девушке, нужен этот калека?». Ну, и все в таком духе… Конечно, я не железная. Конечно, я очень боялась, что любовь пройдет, боялась в итоге остаться через определенный промежуток времени с пожилым инвалидом, которого мне было бы жаль, и из-за этой жалости я не могла бы от него уйти. Да, было страшно и неимоверно тяжело. Но именно этот период послужил поводом к созданию крепкой и надежной семьи. Мы поженились и обвенчались, как только Толя смог стоять на ногах. Ходить мы с ним учились заново…
После всего произошедшего ни у одного человека не поворачивался язык сказать, что он считает нашу семью ненадежной или просто какой-то не такой. Более того, ВСЕ наши друзья и знакомые в корне изменили свое мнение относительно разницы в возрасте между мужчиной и женщиной.
Конечно, есть и минусы большой разницы в возрасте. И об этом стоит знать. Лично для меня огромным минусом является то, что мы почти не отдыхаем вместе. Все-таки круг общения существенно отличается. Если я еще как-то могу отдохнуть в его «возрастной» компании, то ему в моей будет уже не так интересно. А улыбаться, так скажем, «для галочки», он не станет. Но и к этому минусу можно отнестись как к плюсу: сменить обстановку и соскучиться друг по другу любой паре полезно.
Что касается детей. У Толи есть 17-летняя дочка от первого брака, красавица! И год назад у нас родилась наша Вероника. Я, конечно, хотела бы еще одного ребенка через пару-тройку лет. Но! Мужу будет уже за 50, и, наверное, это уже перебор.
Конечно, я много думаю и переживаю о том, что будет через 10−15−20 лет. Мне ведь когда-нибудь будет 40, а ему тем временем стукнет 60. Но, вы знаете, мне кажется, все зависит от настроя. Как захочешь прожить свою жизнь, так ее и проживешь. Если вы искренне хотите быть счастливыми, вы будете делать все для этого. Человек, который запрограммировал себя на счастье, обязательно будет счастлив. Я правда в это верю, потому что сама являюсь тому доказательством".
Елена Колосова / Фото из личных архивов героинь
Свежие комментарии