На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

♀♂ Гостиная для друзей

36 759 подписчиков

Свежие комментарии

  • Run Николаева
    У меня невестка Элеонора, мне больше нравится сокращение Нора (как у Ибсена 😀), но сын зовет Элей, так и мы тоже стали.Бобка, Волька, Ос...
  • Run Николаева
    Боба мог быть и Владимиром, а Лёли были не только Елены, но и Ольги, а так же Ляли и Лели помимо Оль. У меня были две...Бобка, Волька, Ос...
  • Сергей
    очень разумное вложение бабок, которые ВЫ-зрители ему заплатили...  а вообще-то просто жлоб...У Макаревича* в Р...

К 200 дню рождения Николая Алексеевича Некрасова



Непосредственно к двухсотому дню рождения Николая Алексеевича Некрасова публикую здесь самое, на мой взгляд, сильное и глубокое его стихотворение, написанное 165 лет назад вполне в византийско-древнерусском духе без всяких "идеалов революционной демократии"...

ВЛАС

В армяке с открытым воротом,
С обнаженной головой,
Медленно проходит городом
Дядя Влас - старик седой.

На груди икона медная:
Просит он на божий храм,-
Весь в веригах, обувь бедная,
На щеке глубокий шрам;


Да с железным наконешником
Палка длинная в руке...
Говорят, великим грешником
Был он прежде. В мужике

Бога не было; побоями
В гроб жену свою вогнал;
Промышляющих разбоями,
Конокрадов укрывал;

У всего соседства бедного
Скупит хлеб, а в черный год
Не поверит гроша медного,
Втрое с нищего сдерет!

Брал с родного, брал с убогого,
Слыл кащеем-мужиком;
Нрава был крутого, строгого...
Наконец и грянул гром!

Власу худо; кличет знахаря -
Да поможешь ли тому,
Кто снимал рубашку с пахаря,
Крал у нищего суму?

Только пуще всё неможется.
Год прошел - а Влас лежит,
И построить церковь божится,
Если смерти избежит.

Говорят, ему видение
Всё мерещилось в бреду:
Видел света преставление,
Видел грешников в аду;

Мучат бесы их проворные,
Жалит ведьма-егоза.
Ефиопы - видом черные
И как углие глаза,

Крокодилы, змии, скорпии
Припекают, режут, жгут...
Воют грешники в прискорбии,
Цепи ржавые грызут.

Гром глушит их вечным грохотом,
Удушает лютый смрад,
И кружит над ними с хохотом
Черный тигр-шестокрылат.

Те на длинный шест нанизаны,
Те горячий лижут пол...
Там, на хартиях написаны,
Влас грехи свои прочел...

Влас увидел тьму кромешную
И последний дал обет...
Внял Господь - и душу грешную
Воротил на вольный свет.

Роздал Влас свое имение,
Сам остался бос и гол
И сбирать на построение
Храма Божьего пошел.

С той поры мужик скитается
Вот уж скоро тридцать лет,
Подаянием питается -
Строго держит свой обет.

Сила вся души великая
В дело Божие ушла,
Словно сроду жадность дикая
Непричастна ей была...

Полон скорбью неутешною,
Смуглолиц, высок и прям,
Ходит он стопой неспешною
По селеньям, городам.

Нет ему пути далекого:
Был у матушки Москвы,
И у Каспия широкого,
И у царственной Невы.

Ходит с образом и с книгою,
Сам с собой всё говорит
И железною веригою
Тихо на ходу звенит.

Ходит в зимушку студеную,
Ходит в летние жары,
Вызывая Русь крещеную
На посильные дары,-

И дают, дают прохожие...
Так из лепты трудовой
Вырастают храмы Божии
По лицу земли родной...

Проживи император Николай Павлович еще несколько лет (даже с тем же итогом Крымской войны, который свел его в могилу так рано), русские бы имели, я полагаю, несколько иной общественный климат и чутко отзывающегося на этот климат русского поэта с несколько иным творческим багажом.

И кстати, не стоит думать, что и позднее автор так уж отошел в сторону от своего героя. Черты его образа угадываются не только в Савелии и Кудеяре ("Кому на Руси жить хорошо"), но и в самых неожиданных портретах. Даже знаменитый "Мужичок с ноготок" можно рассматривать, как своеобразный "приквел". С одной стороны, "малюточку" тоже зовут Власом. А с другой, - из малюточки, резво погоняющего лошадку, вполне уже готов вырасти не только плутоватый "бурмистр Влас", но и самый натуральный "малюта"...

UPD Авдотья Панаева вспоминала: «Некрасов написал стихотворение «Влас» после свидания с одним из бывших крестьян его отца, который был сдан в солдаты, вернулся на родину после продолжительного срока своей службы и, не найдя в живых никого из своего семейства, посвятил остаток своей жизни на собирание пожертвований на построение церкви. Его занесло в Петербург, и он пришел к Некрасову повидаться с ним, с сыном своего бывшего помещика. Некрасов долго беседовал со стариком, попивая с ним чай». Житейская история в стихотворении преображена: Некрасов ввел в произведение мысль о грехе и покаянии. Стихотворение стилизовано под древнерусскую литературу как по форме (перекличка с жанром видений, хожений), так и по содержанию. В нем много сказовых элементов: простонародных выражений (воротил, сбирал, пуще), устаревших слов (подаяние, смрад), устойчивых оборотов (остался бос и гол, в гроб вогнал), церковной лексики (вериги, икона, лепта).

Достоевский в «Дневнике писателя» назвал стихотворение великим. Розанов, отметив, что у Некрасова есть «страниц десять стихов до того народных», которые «никогда не умрут», включил в их число и стихотворение «Влас». Известно. что стихотворение ценил также Николай Гумилев. Дважды положено на музыку (Н. П. Брянский, 1896; А. А. Оленин, 1911).

рисунки художников Глазунова, Перова и Сурикова
гравюра Краузе















Картина дня

наверх