К 310-летию со дня рождения Великого Русского учёного-энциклопедиста, филолога, создателя университета Михаила Васильевича Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник», - считал Александр Сергеевич Пушкин.
Ломоносов — великий сын России
Ломоносов был ярким примером «универсального человека», что до XVIII века не удавалось никому. Больше всего русского самородка интересовало естествознание. Из гуманитарных наук Ломоносов занимался литературой, историей, риторикой, историей, изобразительным искусством. Список выходит длинный. И не просто интересовался, а оставил в них глубокий след.
«Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Задача состоит в восстановлении подлинного, живого образа первого гениального русского ученого» - подчёркивал С.И. Вавилов
Родился Михаил Васильевич Ломоносов 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии. Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI в., к временам Ивана Грозного. Мать Ломоносова была дочерью дьякона. Михаил был единственным сыном в семье Ломоносовых.
Велика русская земля и щедра дарованиями, и все-таки Ломоносов один. Говорят, что гений появляется, не зависимо от времени и места, вряд ли это так.
Не случайным представляется, что на Севере, в древнем его центре – Холмогорах, возникла столь исключительная фигура: невероятная широта деятельности Ломоносова под стать северным просторам, его бурный, неукротимый характер под стать северному морю.
И не с пустого места шел к вершинам знания «архангельский мужик», а из хранилища древних культурных традиций, края, богатого книжностью и народной поэзией.
Явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не счастливая случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение некоего сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером.
Вместе с отцом будущий учёный в детстве ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.
Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора».
Отец Михайла Ломоносова, Василий Дорофеевич, был на Холмогорах человек заметный – имел свои суда, промышлял в море. Без грамоты невозможно было вести семейные дела, поэтому отец поручил своего сына учителям приходской Димитриевской церкви.
Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубного. Потом с Ломоносовым занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Учеба давалась Ломоносову легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви. Псалтырь и богослужебные тексты Ломоносов знал наизусть.
«Вратами своей учёности» впоследствии называл Ломоносов четыре имеющиеся у него в детстве книги -«Псалтырь рифмованную» и «Славянскую грамматику» Симеона Полоцкого, «Славянскую грамматику» Мелентия Смотрицкого, «Арифметику» Леонтия Магницкого.
Особенно большое влияние на него произвела «Арифметика» Магницкого. В ней излагались не только правила математики, но и физики, астрономии, навигации и т. д. Книга рассказывала об истории философии со времён Пифагора, Платона, Аристотеля и Эпикура, рассказывала о природе, о Земле, о других планетах Солнечной системы, о разных интересных природных явлениях.
Но Ломоносов стремился получить систематическое образование. Михаил понимал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», которому можно научиться в Москве, Киеве или Петербурге. Но отец не поддерживал его стремления. И не против учения был отец, а хотел он, чтобы сын унаследовал заведенное им дело – других наследников у него не было. Но сын предпочел учиться и не помышлял об отцовском наследстве.
В декабре 1730 года вместе с рыбным обозом в Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами.
Добрался через три недели и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Учился прилежно, поэтому уже через полгода его перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий.
В Москве Ломоносов жил впроголодь, перебиваясь рубкой дров и чтением Псалтири над усопшими.
Но усердие, талант и Промысл Божий вели его неотступно. Осенью 1735 года приказ Сената Синодальному управлению гласил: отобрать лучших учеников «Спасских школ», «в науках достойных», и отправить в Петербургскую академию для дальнейшего образования. Так под Новый год Михайло Васильевич попал в град святого Петра, а 1 января 1736 года Ломоносов был зачислен студентом Академии наук.
В том же году трое лучших русских студентов – Михайло Ломоносов, Дмитрий Виноградов и Густав Рейзер отплыли на корабле, следовавшем из Кронштадта в Любек. По решению Академии наук они были отобраны и отправлены в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, они занимались иностранными языками, танцами, литературой и рисованием.
Во время учебы в Марбурге Ломоносов освоил не только науки, но и умение обращаться со шпагой. И в таком совершенстве, что любившие позадираться немецкие студенты обходили его стороной.
Марбургский профессор Христиан Вольф был в восторге от своего талантливого ученика из России, поощрял его самостоятельные опыты в лаборатории и отослал в Петербург самый лестный отзыв о Ломоносове, упомянув лишь один недостаток — пристрастие к разгульной жизни.
Но тут уж ничего не поделаешь, толпы студентов бесчинствовали на улицах Марбурга, напивались, дрались, приставали к девушкам — таковы были традиции, а Ломоносов и тут выделялся из общей массы буйным нравом и физической силой.
За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.
В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов бежал и только через год ему удалось возвратиться на родину.
В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся в Россию. Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков, студент Ломоносов не получил ни места, ни жалованья.
Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, Ломоносов был определен в Академию адъюнктом физики, а через три года стал профессором химии.
В 1743 году при Академии возникли исторический департамент и историческое собрание, в заседаниях которых Ломоносов повел борьбу против Миллера, обвиняя его в умышленном поношении славян.
И вскоре Ломоносов вследствие «продерзостей», непослушания конференции Академии и частых ссор с немцами более семи месяцев «содержался под караулом». Он целый год оставался без жалованья, на просьбы о вознаграждении для пропитания и на лекарства получил только разрешение взять академических изданий на 80 рублей.
В 1745 году Михаил Ломоносов подает прошении об определении его профессором химии. Назначение в академию 5 августа 1745 года — профессором химии — совпало с приездом его жены из-за границы. Через четыре года у них родилась дочь Елена. С этого времени начинается достаточно обеспеченная и спокойная жизнь Ломоносова, расцветает его научная деятельность.
В 1748 Ломоносов основал при Академии наук первую в России химическую лабораторию.
В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.
Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения в глубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.
Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Михаила Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.
Как гениальный ученый, Михаил Ломоносов, говоря словами Пушкина «все испытал и все проник». Главные его открытия в области химии, физики и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, не придававшей особого значения развитию точных знаний в варварской стране, которой они считали Россию.
Ломоносов был известен и как историк – его труды не раз переиздавались, переводились на другие языки, а один из них – «Краткий Российский летописец с родословием» даже был чем-то вроде учебника русской истории. Его авторству принадлежит теория происхождения славян как древнего народа, имевшего свою культуру и государственность задолго до варягов. Как географ Ломоносов создал «Атлас Российский», а также организовывал экспедиции по изучению российских земель.
Знаменитый швейцарский учёный Леонард Эйлер был едва ли не единственным его современником, который понял масштабы его ума и оценил глубину его обобщений. Отдавая должное заслугам Ломоносова, Эйлер отмечал его «счастливое умение расширять пределы истинного познания природы...».
В России всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы — сутки. О последних годах жизни его рассказывала племянница Матрена Евсеевна: «Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского пива с куском хлеба и масла».
Но он все-таки не был рассеянным кабинетным чудаком. Крупный, позднее полный, и в тоже время быстрый, сильный, нрав имел хоть и добрый, веселый, но крутой, вспыльчивый до ярости. Однажды задумали его ограбить три матроса на Васильевском острове, Ломоносов пришел в такое негодование, что одного уложил без чувств, другого с разбитым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам: снял с него куртку, камзол, штаны, связал узлом и принес «добычу» домой.
В конце жизни Михаил Ломоносов был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий.
Став уже признанным, окруженный почетом, привычек своих Ломоносов не менял. В домашней одежде, в белой блузе с расстегнутым воротом, в китайском халате мог принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангельцем за кружкой холодного пива, ибо «напиток сей жаловал прямо со льду».
До конца жизни Ломоносов не переставал помогать своим родным, вызывал их в Петербург и переписывался с ними.
Сохранилось письмо Михаила Ломоносова к сестре, написанное за месяц до его смерти.
Он очень много работал, не щадил себя. Кроме того, напряжённая, необъятная и разносторонняя научная деятельность была неотделима от бесконечной борьбы в Академии наук с её немецким засильем.
Борьбы по всем фронтам – за русскую науку, за русскую историю, за то, чтобы учились русские студенты, чтобы они учились на русском языке, а не на немецком и так далее. Хотя при этом Ломоносов никогда не был ксенофобом, он глубоко уважал настоящих учёных независимо от их национальной принадлежности: немцев Христиана Вольфа и Георга Рихмана, швейцарца Леонарда Эйлера и подобных им.
Почти в полном одиночестве он отстаивал честь Российской академии от посягательств Иоганна Шумахера, который долгое время управлял всеми делами академии, с его родственниками, ставленниками и земляками. Боролся словом и делом, а иногда шёл и в рукопашный бой.
Ломоносов умел противостоять своим противникам. Он не боялся никого. Пушкин отмечал: «С ним шутить было накладно. … все его трепетали». Шлёцер признавался, что очень боялся «всемогущего Ломоносова», при нём и пикнуть не смел. Мощь исполинская, цельность, дар внутренней свободы – вот свойства Ломоносова. И при этом искренность и прямодушие. И великая боль за Отечество.
Умер Ломоносов в 54 года, можно сказать, в расцвете творческих сил, от воспаления лёгких. Сидящему у его постели академику Штелину сказал: «Друг, я вижу, что должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть; жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, чего все мои полезные намерения исчезнут вместе со мною...». Потрясенный известием о смерти Ломоносова академик поспешил во дворец, чтобы сообщить наследнику российского престола о столь печальном событии.
Похороны Ломоносова прошли с большою торжественностью, при огромном стечении народа, сенаторов и вельмож. Михаил Васильевич был погребен 8 апреля на кладбище Александро-Невского монастыря.
Через год канцлер граф Воронцов поставил на могиле нашего великого соотечественника памятник из каррарского мрамора. На памятнике высечена надпись на латинском и русском языках.
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник- считал Леонардо Эйлер, - Нынче такие гении весьма редки»
Ломоносов - самобытный сподвижник просвещения
Ломоносов был инициатором создания первого русского университета, детально проработав систему обучения – факультеты, предметы и систему управления. Помня о студенческих годах, он настаивал на полном невмешательстве церковных властей в процесс обучения, а также на свободном обсуждении работ профессоров и студентов.
Университет был учрежден указом императрицы Елизаветы I 12 января 1755 года. Благодаря Ломоносову появились русские учёные, русские академики.
Пушкин сказал об этом замечательно, точнее всех: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Первый памятник Ломоносову в Москве был открыт опять же в университете, в знаменательный «Татьянин» день 12 января 1877 года. Этот скромный бронзовый бюст, исполненный скульптором С.И. Ивановым и установленный на высоком постаменте, окончательно утвердил сложившийся образ гениального ученого-просветителя во мнении студентов и общества.
В речи ректора С.М. Соловьева «Воспоминание о Ломоносове» рефреном звучало: «русские люди… думать и чувствовать по-русски… русские интересы… русская история… русская наука».
В 1936 году, в дни празднования 225-летнего юбилея со дня рождения Ломоносова секретарь АН СССР Н.П. Горбунов предложил в своей речи «присвоить Московскому университету славное имя Ломоносова».
Михаил Васильевич Ломоносов умел смотреть в перспективу веков, он предсказывал, что Россия будет прирастать Сибирью и что важно развивать Северный морской путь. Он остро поставил проблему роста народонаселения России, что актуально в наше время как никогда. Это был человек великого государственного ума.
Его труды составляют десять монументальных томов, которые были изданы в советское время.
Чтобы оценить их во всём многообразии, потребуются десятки, если не сотни разнообразных специалистов.
«Ломоносов все время стоял за приложение науки к жизни, он искал в науке сил для улучшения положения человечества», - писал В.И. Вернадский.
Литературное творчество
Для своих современников Михаил Ломоносов был прежде всего поэтом. Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при «Отчетах» в Академию Наук: французский перевод в стихах «Оды Фенелона» и оригинальная «Ода на взятие Хотина». Также Ломоносов написал руководство по риторике.
Можно сказать, что этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием.
«Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги», - писал Николай Васильевич Гоголь
Во второй половине XVIII века, когда Ломоносов сочинял, русский литературный язык только начинал формироваться, и Михаил Васильевич стал одним из его творцов. И дело не только в том, что благодаря ему у нас появились слова «атмосфера», «оптика», «горизонт» «пропорция», «равновесие» и «огнедышащие горы» и так далее.
Именно Ломоносов вместе с Тредиаковским окончательно помог нашей поэзии превратиться из «Ой ты гой еси, добрый молодец» в «Науки юношей питают, Отраду старым подают»! Если сказать по-научному, осуществил силлабо-тоническую реформу, окончательно порвав с тонической системой стихосложения.
Ломоносов поистине совершил переворот в российской поэзии, создав четырёхстопный ямб и теорию «трёх штилей». Этим он задал направление развития искусства стихосложения на ближайшие двести лет.
Поэзия Ломоносова необыкновенно разнообразна по жанрам — это оды, на долгие годы ставшие образцом для русских поэтов, рифмованные надписи по случаю всяких придворных торжеств, псалмы, гимны, трагедии, идиллии и героические поэмы
В 1766 году сочинил одну из первых русских грамматик и обзорных исторических трудов «Древняя российская история», первым разработал педагогическую теорию и перевел «Памятник» Горация.
Читать Ломоносова для развлечения, честно говоря, трудно. Сегодня его слог кажется нам тяжеловесным и непонятным.
Однако для понимания истории литературы можно познакомиться с некоторыми его трудами. Как минимум - прочитать оду «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода достаточно бойкая, простая по языку и быстро разошлась на цитаты: «…может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать».
Интересно почитать переводы Ломоносова из «Илиады» Гомера, его высокопарный устарелый слог позволяет нам взглянуть на текст под новым углом: «Пустила по земли заря червленну ризу». Также Ломоносов переводил с латыни отрывки Вергилия, Овидия, Марциала, Сенеку, Ювенала и других авторов, с французского — Фенелона и Руссо, с немецкого — менее известных авторов.
Ах, жалко! без тебя лилеи почернели,
И ясные струи, и вина мне противны:
Но если придешь ты, лилеи побелеют,
И ясные струи, и вина будут сладки.
Отрывок из «Буколик» Кальпурния
Приятны его стихи «Я долго размышлял и долго был в сомненье», которые он вставил в свой научный труд «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Академии наук майя 26 дня 1761 года». Там Ломоносов поэтическим слогом пишет о ходе планет и фазах луны.
Некоторые его стихи были положены на музыку, причем ноты этих сочинений сохранились до наших дней. Это канты «Какой приятной Зефир веет», «Лице свое скрывает день», «Хвала всевышнему владыке» и так далее. Его новая ритмическая организация текста силлабо-тоникой вдохновила композиторов на поиски мелодических построений и повлияла на развитие русской музыки.
На стихи Ломоносова «На взятие Очакова» и «Начальное управление Олега» писал музыку итальянец Джузеппе Сарти, который более 20 лет прожил при дворе Екатерины II и Павла I.
Лучшими поэтическими произведениями Ломоносова были оды, полные религиозного чувства, например «Утреннее размышление о Божием величестве» и вместе с тем свидетельствующие о научных интересах автора.
Со вступлением на престол Елизаветы Петровны поэтическая деятельность Ломоносова ставится в несравненно более счастливые условия. После утверждения императрицей Елизаветой нового устава для Академии Наук и Академии Художеств, Ломоносов пишет оду: «Радостные и благодарственные восклицания Муз Российских», где поэт прославляет императрицу за покровительство наукам и искусствам и вместе воспевает Петра Великого и науки.
Кроме торжественных од, Ломоносов уже с 1741 года поставляет стихотворные надписи на иллюминации и фейерверки, на спуск кораблей, маскарады.
Ломоносов писал эпиграммы, басни, шутливые стихотворные пьесы, произведения сатирические. Целую бурю вызвало в свете стихотворение Ломоносова «Гимн бороде» - сатира, направленная не только против раскольников, но и против всех, кто, прикрываясь знаменем церкви, «покровом святости», на самом деле был врагом знания и прогресса.
И везде мы видим стремление Михаила Ломоносова так или иначе выразить свои просветительные общественные идеалы, подчеркнуть те задачи, от исполнения которых зависит счастие России. Всюду проглядывает глубокая мысль, часто встречаются реальные указания на то, что действительно нужно было России.
Вообще Ломоносов смотрел на свои стихотворения, главным образом, с чисто практической, общественной стороны, видел в нем лишь наиболее удобную форму для выражения своих прогрессивных стремлений.
К изучению русской грамматики Михаил Ломоносов впервые применил строгие научные приемы, впервые определенно и точно наметив отношения русского литературного языка к языку церковно-славянскому и к языку живой, устной речи. Этим он положил прочное начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитие.
«Русская Грамматика» Ломоносова, выдержавшая 14 переизданий, его «Рассуждение о пользе книг церковных», «Письмо о правилах российского стихотворства», вместе с практическим осуществлением этих правил в собственном «стихотворстве» Ломоносова, раз навсегда решили важнейший для нашей литературы вопрос о средствах к широкому и свободному развитию. Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым.
Научные интересы Ломоносова
При всей важности трудов Михаила Ломоносова в области русского языка, они были для него в известной степени побочными в общей академической деятельности учёного. Главной его специальностью было естествознание, и именно там гений Ломоносова проявлялся со всей силой и блеском.
«Годы идут – и какие годы в истории естествознания! – а фигура Ломоносова становится перед нами, его потомками, все более яркой, сильной, своеобразной. Из его работ, написанных по-латыни или стильным русским языком древнего мастера, перед нами открываются поразительные прозрения науки нашего времени» - писал Владимир Иванович Вернадский.
Русские учёные понимали и высоко оценивали деятельность Ломоносова. В 1900 году В.И. Вернадский возглавил Комиссию Академии наук по изучению наследия Ломоносова и опубликовал цикл статей: «Общественное значение Ломоносовского дня», «Несколько слов о работах Ломоносова по минералогии и геологии», «Об открытии крокоита» и «Памяти М.В. Ломоносова»
В 1911 году к 200-летнему юбилею русского ученого в сборнике «Труды Ломоносова в области естественноисторических наук» были собраны и опубликованы исследования Ю. М. Шокальского, В. И. Вернадского, Б. Н. Меньшуткина, и других известных ученых.
«Наиболее удачно, — говорит профессор Меньшуткин, — разработаны Михаилом Ломоносовым два основных вопроса физики: о сущности тепла и о газообразном состоянии тел. Согласно его механической теории теплоты, последняя есть внутреннее невидимое движение тел, именно движение составляющих их частичек; при помощи ее Ломоносов удовлетворительно объяснил все явления, связанные с теплотой, и совершенно отвергал существование тепловой материи или теплотвора, который признавался всеми учеными до 60-х годов XIX века. Лишь через 110 — 120 лет после Ломоносова начинает распространяться ныне общепринятое воззрение на теплоту как на движение частиц тепла».
Ломоносов интересовался метеорологией, вполне сознавая всю важность предсказания погоды, он стремился устроить метеорологические станции, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы: эти мысли были осуществлены только в самом конце XIX столетия.
Открытия Михаила Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере.
Михаил Ломоносов описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы.
«Говорить о Ломоносове приятно, как приятно общение с одним из самобытных гениев в истории человеческой культуры. В жизни гения есть что-то вечное, что не теряет никогда интереса, и это заставляет людей интересоваться жизнью великих людей любой эпохи», - писал выдающийся физик Пётр Капица.
Сама его жизнь была столь чудесна, что не требует никаких фантазий и домыслов. Свет деяний Ломоносова не померкнет никогда. Эта светоносная личность в перспективе будущего будет обретать такие грандиозные контуры, которые мы ещё не в состоянии осознать.
Искусство мозаики
Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. Ломоносов избрал самое прикладное и связанное с его любовью к физике и минералам — искусство мозаики. в Киеве – в храме Святой Софии Ломоносов увидел древние мозаичные иконы. Ему захотелось украсить здания Санкт-Петербурга лучезарными, сверкающими на солнце мозаичными картинами и портретами русских князей и царей.
В июне 1764 года Екатерина II посетила дом Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты».
Ломоносов сумел с нуля создать в России производство смальты и за очень короткий срок вместе с учениками, художниками-мозаичистами, подарил России новый жанр изобразительного искусства.
Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.
Материалы
1. Александр Юльевич Ишлинский М. В. Ломоносов — великий русский учёный https://sheba.spb.ru/za/lomono...
2. Антонов М. Ломоносов-это наше всё. Молодая гвардия. 2002. № 9.
3. Мозаичные работы Ломоносова http://www.lomic.ru/moz_28.htm...
4. Михаил Васильевич Ломоносов Биография http://lomonosov.niv.ru/lomono...
5. Неизвестные факты об известных. Михаил Ломоносов https://www.spletnik.ru/blogs/...
6. Юрий Пущаев «ЗАВОЕВАЛ НАМ ПРОСВЕЩЕНЬЕ…» https://pravoslavie.ru/115405....
7. Чем велик Ломоносов https://www.culture.ru/materia...
8. Л.Кириллова «Я БЫ ОХОТНО МОЛЧАЛ И ЖИЛ В ПОКОЕ…» https://pravoslavie.ru/92493.h...
9. Валерий Яковлев «Как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик» https://www.shkolazhizni.ru/biographies/articles/15534/
Свежие комментарии