Каким должен быть настоящий клоун?
Во-первых, очень смешным: уже один его выход на арену вызывает бурю восторга и шквал счастливых аплодисментов, потому что он до колик смешон, этот выход!
Во-вторых, очень талантливым: клоун умеет и жонглировать, и ходить по канату, и вытаскивать из шляпы живого кролика, и подбрасывать ногами металлические цилиндры, и подниматься под купол цирка на шаткой трапеции…
И, в-третьих, клоун должен быть очень грустным — когда он снимает в бедной гримерке накладной нос и кустистые меховые брови, стирает улыбку до ушей и срывает парик с залысинами, оказывается, что у него очень печальные глаза, трагическая складка посреди лба и горькие морщины в уголках грустных губ.
Фаина Раневская была очень смешной.
Стоило ей только появиться на экране — вся Советская страна немедленно прыскала в кулачок и, затаив дыхание, ловила каждую фразу любимицы:
будь то «Муля, не нервируй меня!» из «Подкидыша»,
«А я все бегаю, добываю и добиваюсь» из «Золушки» или
«Рыбы мои, а вы все прыгаете», обращенное к птичкам в клетке…
Афоризмы Раневской не сходят со страниц книг, журналов и газет до сих пор:
«Красота — это страшная сила!»,
«Вы наговорите мне речей в юбилей — а что вы будете говорить у меня на похоронах?»
Она была мастерицей и на крепкое словцо: как-то раз на вопрос чрезмерно любопытного школьника «почему вы, советская актриса, курите?» Раневская, глубоко затянувшись, ответила: «Пионэр! Идите в ж..у!»
Что и говорить, она была очень смешной.
И очень талантливой.
Один из ее коллег говорил:
«Фаина — и героиня, и травести, и гранд-кокет, и благородный отец, и герой-любовник, и фат, и простак, и субретка, и драматическая старуха, и злодей. Все амплуа в ней одной. Раневская — характерная актриса?! Чепуха! Она целая труппа!»
Не было такой роли, в которой она не смогла бы блистать.
Но! Не было и такой роли, которую Раневская не делала бы самой главной в спектакле.
Режиссерам приходилось убирать из пьес целые сцены, в которых Фаина невыносимо блистала — потому что весь остальной спектакль просто разваливался.
Оставалась одна картина — та, в которой играла Раневская.
Президент США Рузвельт, которому однажды показали фильм «Мечта» с Раневской, в восхищении воскликнул: «Это лучшая драматическая актриса мира!»
А ведь ее путь к театральной сцене был очень тяжелым.
Наверное, ни одна из актрис не шла так долго к своему сценическому успеху.
В театральную школу ее не приняли — еле-еле удалось устроиться на третьесортные платные занятия в сомнительное учебное заведение.
Денег не было — отец, между прочим, самый богатый человек в Таганроге, владелец ювелирных мастерских, судоверфей, нефтяных скважин, лишил непослушную дочку, подавшуюся в актрисы, всякого содержания.
Работы не было — в театры ее вообще не брали.
Надежд не было — каждый, кто принимал Раневскую на прослушивание, безапелляционно заявлял, что у нее нет таланта.
Пока не подросло поколение режиссеров, способных увидеть актрису в Фаине Раневской, она скиталась из одного провинциального театра в другой, играя безмолвные роли и зарабатывая копейки.
У нее совсем не сложилась личная жизнь.
Ей так и не удалось переиграть те роли, которые она могла сделать мировыми шедеврами.
Она была очень одинока. И очень печальна.
Наверное, нет на свете более грустной книги, чем ее «Дневник» — дневник великой клоунессы.
«У меня хватило ума удивительно глупо прожить свою жизнь», — грустно сказала как-то Раневская, не забыв при этом посмеяться над собой.
***
Великая Раневская, афоризмы от которой способны не только поразить читателя или собеседника, но и рассмешить до слёз, была, в первую очередь, общепризнанным мастером острохарактерных ролей, которыми и запомнилась зрителю. Родившаяся в XIX веке актриса до средины шестидесятых снималась в кино. И роли её были так же многогранны, как и она сама.
Это о ней, чьи героини неповторимы, сказал известный режиссёр: «Она может всё!».
Начавшая свою трудовую жизнь с массовок в провинциальном театре блистательная актриса Фаина Раневская афоризмы подарила многим поколениям не только своих почитателей.
Она была чрезвычайно требовательна к себе, заявляя: «Я в своей жизни не сделала девяносто девять процентов из ста!» Цитаты и реплики её героинь частенько можно встретить в самых неожиданных трактовках, в то же время, они всегда уместны. Изумительная актриса Раневская, афоризмы которой слышны и сегодня. И когда они звучат, словно видится лукавый прищур её глаз, нервная тонкая рука с неизменной папироской и насмешливо искривлённые губы…
***
Свежие комментарии