Александр Адабашьян – художник, сценарист, актер, блестящий рассказчик и человек со стопроцентным чувством юмора.
Образование
Родители отдали Сашу во французскую спецшколу №2. Александр не был примерным учеником, «отлично» у него было только по труду, две «четверки», а остальные – «трояки». Особенно трудно давалась физика.
Адабашьян вспоминает, как буквально на коленях упросил учителя поставить итоговую «тройку» в аттестат, пообещав никогда в жизни не заниматься ничем, где бы потребовались знание этой науки. Учитель разбавил «колы» и «двойки» какими-то «четверками» и Саша получил желанный результат.Но со второго курса Строгановского училища Александр попал на три года в армию, в техническое подразделение ракетных войск. Тут он добрым словом вспомнил родную школу и, в частности, преподавателя физики. Оказалось, что полученные школьные знания вполне позволяли исправно служить. Правда, непонятно, почему. То ли уровень преподавания в школе №2 был настолько высоким, то ли уровень развития тогдашней ракетной техники был настолько … средним.
После демобилизации Саша, как честный человек, навестил учителя физики и рассказал свою армейскую историю. Физик прослезился и попросил бывшего ученика выступить перед своими оболтусами, дабы наставить их на путь истинный. Саша выступил с душеспасительной речью, чем здорово разочаровал девятиклассников, поскольку слава о нем шла, как о бунтаре и хулигане, а предстал он в образе пай-мальчика.
Кстати, о бунте. В старших классах в школе ввели обязательную вторую пару обуви, неологизм «сменка» появился позже. Десятиклассники, разумеется, категорически отказались таскать с собой глупые мешочки со сменной парой. Когда же руководство пригрозило, что не допустит бунтарей до занятий, парни отправились в обувной магазин на Сретенке и купили там сорок штук клетчатых шлепанцев с помпонами, в которые и переобулись в школе. И ведь не придерешься – сменная обувь есть.
Первая роль
Не будем считать первые роли в школьном театральном кружке. Настоящую роль Александр сыграл после демобилизации, когда был направлен начальством в какой-то райцентр, чтобы помочь в оформлении местного дома культуры к пятидесятилетию Великой Октябрьской революции. Он расписывал стенд, а в том же помещении местная учительница, большая поклонница театра, репетировала фрагмент из пьесы «Человек с ружьем», где Ленин разговаривает с Гербертом Уэллсом. Что-то у них там не ладилось с образом великого Ильича и так получилось, что эту роль поручили Александру. И он ее сыграл. В жутком парике на марлевой основе, с наклеенными усами и бородкой вождь мирового пролетариата был настолько карикатурен, что устроители концерта тряслись от страха, поскольку в зале сидело все местное начальство. Но обошлось.
Первая работа
В конце шестидесятых на предприятиях и в институтах создавались отделы промышленной эстетики. Кто-то провел эксперимент, в ходе которого на одном заводе помыли окна, выкрасили стены в веселенький зеленый цвет и производительность труда стразу подскочила. Чиновники усмотрели в этом сакральный смысл и решили: промышленной эстетике быть! Вот в одном из таких отделов Александр провел кусок своей жизни. О самой работе как-то умалчивается, но можно догадаться, что члены трудового коллектива не обливались потом на ниве промэстетики.
Александр в одном из интервью рассказал, как сотрудники развлекались в рабочее время. Начальник отдела любил прийти к ним в комнату и на батарее молотком колоть миндальные орехи: ему кто-то сказал, что они помогают от гипертонии. Милые сотрудники приклеивали на батарею детские пистоны, закрашивали их краской и с удовлетворением наблюдали смятение руководителя.
Самооценка
Александр считает себя, цитирую: «человеком средних способностей». Объясняет это примерно так: вот нарисовал нечто настолько выдающееся, что «ай да, Сашка, ай да сукин сын»! А потом протянул руку к полке, взял альбом Серова и понял, что никакой ты не «сукин сын». Или, написал замечательный диалог, а потом протянул руку, взял Чехова, прочитал три-четыре страницы, и опять же все про себя понял.
От себя добавлю, что отношусь к Александру Артемовичу с большой нежностью и уважением, и считаю его потрясающе талантливым человеком.
Ольга Мирная.
Мы с вами где-то встречались...
Свежие комментарии