Письмо Маруси
Здравствуйте!
Дело в том, что у меня много знакомых, которые меня постоянно используют: просят, просят, просят… Например, часто просят денег в долг и не возвращают, и мне потом приходится выпрашивать обратно собственные деньги, а это так неприятно. То просят забрать их с вечеринки поздно ночью или встретить рано утром на вокзале (у меня машина), или помочь поклеить обои в квартире… Я конечно все понимаю и стараюсь помочь.
Но если иногда отказываю, то начинаются обиды и высказывания, что вот ты какая, а мы на тебя надеялись… Я заметила, что стоит один раз человеку отказать, как он обижается и забывает обо всем, что я сделала для него раньше. Честно говоря, такие отношения меня напрягают и я не знаю, что мне с этим делать. Может я сама виновата, что приучила других к тому, что я безотказная и они этим пользуются? Может быть мне стоит прекратить отзываться на просьбы? Я редко прошу кого-нибудь об одолжении, потому что не люблю напрягать людей. Посоветуйте, пожалуйста, как решить мою проблему, что мне делать, а то жить становится грустно от того, что тебя постоянно ставят в неловкое положение…
С уважением, Маруся
Проблема
Проблема стара как человечество и, видимо, исчезнет только вместе с ним, потому что во все времена люди использовали друг друга и будут напрягать. Ибо эгоистичны.
Также во все времена люди подразделялись на доноров и потребителей. Доноры склонны больше отдавать, чем брать, потребители же наоборот стараются больше урвать, чем вернуть. В каждом человеке живет и донор, и потребитель, которые просыпаются в разных ситуациях, но в среднем в каждой личности доминирует один из них – либо донор, либо потребитель. Судя по всему, Маруся, вы относитесь к категории доноров и в жизни сталкиваетесь с атакой потребителей.
Люди-потребители
Конструкция психики у них такова, что они всегда хотят больше, чем могут себе позволить. Их потребности бегут далеко впереди возможностей, поэтому у них, как правило, отсутствует финансовая дисциплина: многие из них не имеют сбережений, ибо тратят всё подчистую, потакая своим мимолетным желаниям. Могут легко променять всю зарплату на модные трусы, вопреки тому, что в холодильнике у них шаром покати.
Лишь один вопрос заботит потребителей: где бы еще отхватить? Обычно тут два варианта: 1 – поднатужиться и заработать и 2 – у кого-нибудь позаимствовать (криминальные альтернативы не в счет). Для потребителя всегда в фаворе вариант номер два: проще воспользоваться финансовыми достижениями других, чем напрягатся самому. А если вы потребуете у потребителей возвращения собственных долгов, они будут кормить вас обещаниями или же просто обидятся на вас, искренне считая ваши требования несправедливыми.
Потребители любят жаловаться на жизнь. Если, скажем, потребитель взял очередной банковский кредит, то может сетовать: «Всю жизнь приходится работать на других, когда же, наконец, начну на себя?» (хотя никто его не принуждал брать тот злосчастный кредит). Это именно люди-потребители придумали известную кредитную поговорку о том, что, дескать, в долг берешь чужие, а возвращать приходится свои.
Если потребитель ваш компаньон, то он будет стремиться присвоить всю прибыль вашего совместного предприятия, и вам придется выбивать у него свою законную долю. Если потребитель ваш контрагент, то он не будет платить по счетам, либо, вопреки соглашению, попросит у вас предоплату в счет будущих периодов (смотря с какой стороны он пристегнут к договору). При этом скажет, что у него тяжелое положение, и ему срочно нужны деньги (и ведь не соврет, потому что потребителям действительно всегда нужны деньги). Со своей же стороны ему будет вовсе нетрудно нарушить свои обязательства, а попросту – кинуть вас.
Если вы думаете, что если дадите потребителю всё, что он от вас хотел, то он успокоится и отвянет, то зря надеетесь, ибо вскоре у него появятся новые запросы – потребительский голод неутолим, т.к. является частью натуры.
Часто потребители влипают в дорогостоящие авантюры или платят дважды, потому что, рассчитывая на халяву, попадаются на крючок. Они надеются на легкую наживу, поэтому любят собирать пивные крышки и всякие стикеры, чтобы выиграть кружку или дирижабль. И, как правило, остаются с носом.
Люди-доноры
Больше любят дарить, чем принимать дары. Если занимаются благотворительностью, то от души, а не ради получения преференций. Имеют развитое чувство справедливости, поэтому ответственны перед другими людьми: даже если донор нуждается, он сначала заплатит по счетам и лишь потом приобретет себе новые штаны.
В жизненной борьбе доноры привыкли рассчитывать на себя, а не на других. Не полагаются на удачу, поэтому не проводят лучшие годы своей жизни в казино в надежде выиграть состояние, а также не ныряют люди-доноры регулярно на дно Карибского моря в ущерб своему здоровью с намерением обнаружить там увесистые слитки пиратского золота. Обычно доноры не реагируют на разные рекламные акции, накопительные скидки и прочие бонусы, т.к. понимают, что чаще всего это замануха с целью обдираловки. И уж тем более доноры не клюют на дармовщину, потому что знают, что бесплатный сыр либо несвеж, либо бесполезен, или же вреден для жизни – аллергия у доноров на бесплатный сыр.
Доноры не влипают в долги. А если иногда имеют их, то стремятся быстрей от них избавиться, потому что не любят чувствовать себя обязанными. С ними легко – они не напрягают: у них нет на вас потребительских намерений. Они могут сделать вам только по-настоящему выгодное предложение, а не подсунуть червя на крючке. Благодаря своему жизненному кредо – отдавать – доноры обычно успешны, ибо стремятся удовлетворять потребности, а не впаривать.
Что же делать, Маруся?
Во-первых, понимать, что проблемы существуют только в мозгах, а не сами по себе. Поэтому стоит проветрить мозги – и нет проблем.
Никто не сможет поставить вас в неудобное положение, если вы сами себя не поставите.
Не становитесь в положение, которое вам неудобно.
Вы не обязаны оправдывать ожидания других и не виноваты в том, что иногда другие люди без совести норовят прокатиться на вашей шее.
Поэтому освобождайте свою совесть от груза ненужных угрызений. Просто скажите себе: «Я не ответственна за бестактность других».
Во-вторых,
привыкайте говорить «нет» прожорливым пожирателям вашей щедрости.
Иной раз нам кажется, что, чем больше мы сделаем для других, тем больше счастья им принесем. Однако часто бывает так: чем больше вы уступаете, тем больше вас хотят потреблять, потому что путают вашу доброту со слабостью, а потом вас же назначают виноватыми.
Так не пойдет.
Имейте в виду, что когда от вас откровенно хотят откусить, а вы в ответ запретите себя есть, то выиграют все: вы не будете транжирить время своей жизни на исполнение капризов других и займетесь своими делами, а другие призадумаются и, наконец, хоть пальцем о палец ударят вместо того, чтобы рассчитывать на кого-то. И в итоге, может быть, изменятся к лучшему, ведь деятельность облагораживает всякого человека.
Поэтому, при ближайшем подходящем случае, когда вы почувствуете, что ваша благотворительность не впрок (или, как говорят на Руси, не в коня корм) – скажите потребителю «нет» – и вы почувствуете, что вам стало легко на душе, ведь таким образом вы проявите и ощутите собственную силу.
Что, между прочим, вызывает уважение.
Всякое же потакание всем посторонним желаниям без разбору обычно порождает презрение, т.к. говорит о бесхребетности. При этом имейте в виду, что возможные обиды других людей на ваши отказы – их проблемы, а не ваши. Вы же не расписывались под их ожиданиями.
Некоторые люди полагают, что помогать другим – это непременно хорошо.
Однако не бывает в мире ничего хорошего или плохого, всё зависит от точек зрения. С одной стороны, помогать другим – как ближним, так и дальним – дело благородное, поэтому вовсе отказываться от благотворительных поступков не стоит.
С другой же стороны, постоянно утолять разнузданную жажду потребления – значит, поощрять паразитарные наклонности потребителей, разжигая их неумеренную прожорливость. Что же в этом хорошего?
Есть такие люди, которые, несмотря на то, что их раздирают на части бесконечными просьбами, считают своим конституционным долгом удовлетворить каждую глупость, истощая себя. В итоге обнаруживают, что сидят в луже с подавленным настроением.
Разве это дело?
Теперь про денежные долги.
Один мой знакомый, преуспевающий и приятный человек, который по природе своей – донор, в жизни часто сталкивался с многочисленными невозвратами своих денежных одалживаний. Поэтому выработал для себя правило: денег в долг никому не давать и ни у кого их не заимствовать. Теперь на просьбу о крупных займах, он просто и открыто отвечает, что, дескать, извините, никому не даю взаймы, так же как и не беру – принцип у меня такой.
Я его спросил: «Обижаются?». Он ответил, что, конечно, не без этого. И добавил: «Но это меньшее зло по сравнению с тем, когда, мало того, что твои деньги присвоили, так еще смотрят на тебя как на врага, когда ты требуешь их обратно, как будто ты хочешь конфисковать их имущество, а не вернуть своё». Как говорится, если хочешь испортить отношения с человеком или потерять друга – дай ему взаймы. Думаю, это весьма полезное житейское правило (не давать и не просить денег в долг), поэтому рекомендую им пользоваться. Только его лучше применять по отношению к крупным займам. Что касается мелких, то здесь можно использовать другое правило:давайте денег в долг столько, сколько вам не жалко потерять. То есть, будьте готовы к тому, что вам их не вернут.
Вернут – хорошо, а не вернут – и леший с ними.
Если вы дали в долг сто рублей, и вам их не возвращают – это не ваша проблема, но если вы отдали миллион, который зажали, то это уже ваша головная боль. Помните, что многим людям тяжело возвращать крупные долги (часто не со зла, а потому, что у них есть семья и прочие более серьезные обязательства, чем какой-то долг перед вами) – люди жадны по природе.
И еще.
В этом мире можно проявлять щедрость до известного предела, иначе мир сначала сделает нас банкротом, а потом, простите, сожрет.
А мы ведь живем не для того, чтобы так бездарно кончить, Маруся.
Свежие комментарии