© Le Grand Portage / CC BY 2.0 (ГЭС «Три ущелья»)
Советскими инженерами в середине прошлого столетия было разработано несколько крупных гидроэнергетических проектов, которые могли в корне изменить геополитическое положение Сибири и Дальнего Востока и существенно повлиять на климат северо-восточных регионов СССР.
В частности, в Арктической зоне предлагалось построить Нижнеобскую ГЭС (7,5 ГВт) с самым большим в мире водохранилищем — 113 тыс. кв. км. Среди специалистов, как и во властных кругах, единства относительно этой инициативы не было. Ее несколько раз обсуждали в профильных министерствах, давая в целом положительную оценку. Однако в итоге проект отвергли.
Не менее масштабной была идея сооружения аналогичного объекта на Лене, недалеко от впадения реки в море Лаптевых. В данном случае под воду уходило бы в два раза меньше территории, чем при строительстве выше упомянутой электростанции, однако по мощности Нижне-Ленская ГЭС превосходила бы обской объект примерно в три раза — 20 ГВт (годовая выработка составила бы около 100 млрд кВт*ч), что делало бы ее по данному показателю №1 в мире. Сегодня она уступала бы только китайской ГЭС «Три ущелья» — 22,5 ГВт.
К тому же предполагалось создание нового водного маршрута: Лену посредством искусственного канала намеревались соединить с Охотским морем, что позволило бы судам, следовавшим по трассе Северного морского пути, попадать в Тихий океан (и наоборот) по глубоководной реке; расстояние таки образом сокращалось бы на несколько тысяч километров.
С. Гущев. Нижне-Ленскую ГЭС строить пионерам // Пионерская правда. — М., 1962. — №13 (16 февраля). — С. 2:
«Перед самой дельтой, там, где Лена еще не начала разбегаться на тысячи проток, скоро начнет строиться величайшая гидроэлектростанция мира Нижне-Ленская. Ее мощность — 20 миллионов киловатт, то есть 5 Братских ГЭС! Длина плотины — 3 километра, высота — 120 метров! А водохранилище за плотиной будет почти с Аральское море. Ток отсюда пойдет по проводам на тысячу километров. Напряжение в линии достигнет миллиона вольт! Неслыханное дело! — Наши инженеры заканчивают сейчас проект этой уникальной станции, — рассказал мне директор института Гидроэнергопроект Н. М . Иванцов. А в полную силу строить ее будут те, кто сегодня еще ходит в пионерах».
Относительно длины плотины автор процитированной статьи несколько преувеличил. Согласно документам, она должна была протянуться на 2,3 км при высоте 118 м. Вследствие ее строительства уровень воды поднялся бы на 90 м, а акватория водохранилища объемом 1,9 тыс. куб. км распространялась бы почти до Якутска.
© СафроновАВ / CC BY-SA 3.0 (Схема бассейна реки Лена и примерное место расположения потенциальной Нижне-Ленской ГЭС)
Что касается реализации проекта, то к ней так и не приступили. В марте 1962-го первый заместитель министра строительства электростанций СССР Петр Степанович Непорожний, возглавивший в ноябре того же года профильное ведомство, после ознакомления с предварительными документами обратил внимание на ряд серьезных препятствий, мешавших строительству Нижне-Ленской ГЭС.
Он подчеркивал, что к работам возможно приступить лишь при наличии должной транспортной инфраструктуры, когда необходимые материалы и оборудование можно будет по железной дороге доставить до Якутска, а далее — по воде. К слову, стальная магистраль дошла до Нижнего Бестяху только в 2011-м. При этом в постоянную эксплуатацию ее сдали лишь через восемь лет.
© Андрей Перцев / CC BY-SA 4.0
К тому же, по словам Непорожнего, ввод столь мощного объекта в эксплуатацию для передачи электроэнергии потребителям в западных регионах страны (поблизости их в таком количестве попросту не было) возможно только после освоения ВЛ 1500 кВ постоянного тока, что позволит быстро и с минимальными потерями перебрасывать электроэнергию и мощность на тысячи километров. Подобную линию протяженностью 2,4 тыс. км (Экибастуз – Центр) начали строить в 1978-м, но из-за распада СССР проект был заморожен.
Конечно, не последнее место при обсуждении Нижне-Ленской ГЭС занимал экологический вопрос. Создание столь крупного водохранилища неизменно привело бы к изменению климата, хотя, по признанию специалистов, в полной мере просчитать все риски не представлялось возможным.
Реализация проекта нанесла бы серьезный вред сельско- и рыбохозяйственной деятельности. В отношении последней отмечалось, что плотина попросту преградит путь к местам размножения так называемых полупроходных рыб, которые и составляют основной улов в бассейне Лены. Под водой оказались бы и месторождения полезных ископаемых.
© public domain (Дельта реки Лены на снимке из космоса)
В целом, сопоставляя все за и против, ученые и позднее скептически относились к этой масштабной задумке, отдавая предпочтение другим потенциальным ГЭС. Тот же Непорожний считал более перспективным проект гидроэлектростанции на Нижней Тунгуске (см. ссылку в конце статьи), который детально разрабатывали в 1980-х. Но с резким падением общего энергопотребления в начале 1990-х этот вопрос сошел на нет.
Вернулись к нему уже в 21 столетии — стройку планировали начать в 2010-м. Идею предварительно одобрили на самом высоком уровне — задумку поддержал тогда президент РФ. Однако проект подвергся резкой критике со стороны экологов. В результате в Минэнерго РФ отказались от его реализации, исключив ГЭС из генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики в России.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Гущев С. Нижне-Ленскую ГЭС строить пионерам // Пионерская правда. — М., 1962. — №13 (16 февраля). — С. 2
- Непорожний П. Энергетика страны глазами министра. — М., 2000. — С. 155
- Федоров А. И., Щинов А. Н. Перспективы Нижне-Ленской гидроэлектростанции на реке Лена // Символ науки. — Уфа, 2019. — №7. — С. 25-26
Свежие комментарии