Всего исполнил более 75 ролей в кино и около 50 ролей в театре. Среди наиболее известных работ артиста — главные роли царя Ивана Грозного в Малом театре, князя Мышкина и Родиона Раскольникова в Приморском драматическом театре, главные роли в фильмах «Любовь и голуби», «Мужики!», «Отряд специального назначения», «Белый снег России», «Милый друг давно забытых лет…», «Очарованный странник» и других. Известен также как исполнитель песен, романсов, стихотворений, с творческими вечерами выступал в разных регионах России (преимущественно в Москве, Сибири и на Дальнем Востоке) и в ближнем зарубежье. Занимался общественно-политической деятельностью, баллотировался в Госдуму РФ. Активный участник «русских маршей» и патриотических митингов, где выступал с зажигательными речами, идеологически близкими к русскому национализму.
Александр Михайлов родился в посёлке Оловянная Читинской области (ныне Забайкальский край) на улице Каратаева (по собственным словам — в бурятском посёлке Цугольский дацан). Один из его дедов, донской казак, был офицером Белой Гвардии, второй дед — офицером Красной Армии, что не мешало обоим любить Россию, дружить между собой и не выдавать друг друга. Став взрослым, Михайлов почитает обоих дедов, признаёт, что их взгляды, заветы и воспитание оказали влияние на его патриотическое мировоззрение. Детство Александра прошло в селе Цугол, в Могойтуйском районе Агинского Бурятского автономного округа. Потом семья переехала на станцию Степь. Вскоре родители разошлись, мать, работавшая на железной дороге, кирпичном заводе и рудниках, воспитывала Александра одна, его домашнее имя было Шурка.
В молодости мечтал о море, увлекался произведениями Джека Лондона, после 7-го класса уговорил мать переехать во Владивосток. После неудачных попыток поступить в Нахимовское училище и в мореходные училища Приморья, Михайлов окончил ремесленное училище и работал матросом-мотористом на рыбацком дизель-электроходе «Ярославль», на других судах в Охотском и Японском морях, в Тихом океане, получил неоценимый опыт работы на палубе в мороз, пургу и шестибалльный шторм.
В 1969 году Михайлов окончил театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств по специальности «Актёр театра и кино». В 1970—1979 годах был актёром в Саратовском драматическом театре имени К. Маркса.
С 1979 года — в Москве: до 1985-го служил в Театре им. М. Н. Ермоловой, в 1985—2004 годах выступал на сцене Малого театра.
В 1985 году был председателем Государственной приёмной комиссии на выпускном экзамене по мастерству актёра в Дальневосточном институте искусств — выпуск Сергея Гришко.
В 1997 году Михайлов дебютировал как певец, составив вместе с композитором Евгением Бедненко концертную программу «Очарованные странники» из русских народных песен, романсов, казачьих песен (собиранием песенного материала Александр Яковлевич занимался в поездках по родным местам), с которой он и музыкальная группа Бедненко «Хорус» выступали в филиале Малого театра, Театре имени Ермоловой и гастролировали по стране. С тех пор актёр часто выступает перед зрителями с концертными программами, иногда аккомпанируя себе на гитаре.
В 2012 году стал педагогом Летней киноакадемии Никиты Михалкова.
В настоящее время Александр Михайлов живёт в Москве (Зеленограде), хотя к большому городу не прикипел, его тянет к тайге, к соснам и кедровым рощам. Участвует в творческих вечерах и телепрограммах. Является руководителем и преподавателем актёрской мастерской ВГИКа им. С. А. Герасимова. Участвует в театральной антрепризе, в качестве приглашённого артиста с октября 2017 года играет в спектакле «Самая большая маленькая драма» на сцене театра Ермоловой.
Характерное амплуа Михайлова — мужественный лирико-романтический персонаж, возрастной покоритель женских сердец, часто с военной выправкой, изящными манерами и благородной харизмой бывалого ветерана силовых структур. Вместе с тем актёр, с юных лет почитающий труд стражей закона и правопорядка, избегает участия в типовых «блокбастерах» со «стрелками» и перестрелками". Михайлову неприятен распространённый в российском кинематографе, кочующий из одного сериала в другой стереотипный конфликт между полицейскими и бандитами. Артист старается придирчиво выбирать роли, стремится сам и учит студентов строго относиться к выбору кинематографического и сценического материала, сюжета, «уважать себя, профессию и своего зрителя».
Автор книги автобиографической прозы.
Свежие комментарии