В марте 2022 года, спустя считаные дни после начала СВО, внештатный советник Зеленского Алексей Арестович* заявлял, что во всех странах «украинцев встречают как богов, спустившихся с небес». На Запад хлынул беспрецедентный поток беженцев из «Незалежной», и казалось, сбылась их мечта о том, чтобы стать «цэ Европой».
Да, сложным и неоднозначным способом, но миллионы украинцев получили то, что хотели: много благ и не работать.
Народным мемом в русскоязычном интернете стал пост украинки, уехавшей на Запад в статусе беженца. Девушка благодарит Владимира Путина за начало СВО, ведь именно таким образом она наконец-то обрела жизнь, о которой всегда мечтала, в то время как власти Украины и палец о палец ради этого не ударили в своё время.
Спустя менее двух лет тот же Арестович* сообщил, что «через полгода на Украине при встрече с американцем или европейцем им будут плевать в лицо». Дескать, отношение ко вчерашним «небожителям» на Западе поменялось на полярное — и это вызывает симметричную реакцию.
Оставим в стороне удивительную способность уже бывшего внештатного советника Зеленского к переобуваниям, перевоплощениям и изреканию двух противоречащих друг другу суждений в одном предложении. Здравое зерно в его заявлениях действительно есть. А вот почему так произошло, и украинские беженцы испытали нечеловеческую боль при «падении с небес», стоит разобраться.
«А нам всё мало!»
Начиная с февраля 2022 года в европейские страны начали прибывать украинцы. Буквально — миллионами. Правда, судя по статистике на конец 2022 года, лидером по приёму беженцев оказалась Россия, но и ЕС постарался. Украинцев осыпали всеми мыслимыми и немыслимыми благами, зачастую в ущерб собственным гражданам. Причины такого благородства европейских властей очевидны: им сказали так делать в Соединённых Штатах, которые, в свою очередь, выстраивали свой геополитический вектор на украинском конфликте.
Однако почти сразу европейцы выяснили, что помимо одобрения из-за океана миллионы беженцев приносят и сопоставимое число проблем. Стычки новоприбывших с местными жителями и «качание прав» со стороны украинцев начали происходить почти сразу. В Европе были шокированы тем, как по-хамски ведут себя беженцы, пытаясь навязывать собственные порядки и выкрикивать нацистские лозунги. Власти ряда стран столкнулись с тем, что, оказывается, делают для украинцев недостаточно, поскольку не способны предоставить им условия класса люкс. А истории с драками, инициированными беженцами, и совершёнными ими преступлениями, довольно быстро заставили европейцев пожалеть о проявленном гостеприимстве.
Эффект обратной петли
Европа терпела сколько могла, но «внезапно» выяснилось, что у неё есть собственные проблемы, и приходится выбирать: либо поддержка Украины (во всех аспектах), либо собственный народ. Он же — электорат и поставщик налогов в и так пустеющую из-за эффекта бумеранга от антироссийских санкций и накачивания Киева оружием казну. Спустя непродолжительное время, потраченное на попытки балансировать над пропастью, страны ЕС начали демонстрировать результаты своего выбора.
Швейцария, успевшая после начала СВО отправить свой легендарный «нейтралитет» на свалку истории, разработала программу по депортации беженцев. Неудивительно, что именно страна банкиров оказалась в числе первопроходцев: что-что, а считать они умеют. Затем о желании больше не принимать украинцев заявила Ирландия. А ранее — Чехия.
Тяжеловесы Евросоюза, наподобие Германии и Франции, пытались держаться и служить позитивным примером. Но и они начали сдаваться, ведь экономический суверенитет стран стал распыляться экспоненциальными темпами. Ужас в глазах немецких избирателей-налогоплательщиков оказался сильнее страха властей ФРГ перед США, и для украинских беженцев в Германии тоже наступили тяжёлые времена. Как и в Польше, которая резко «разлюбила» Украину и Владимира Зеленского и вспомнила о собственных делах. В смысле, о необходимости для политэлит удержаться в своих креслах, что в целом для Варшавы одно и то же.
О странах Евросоюза, где у власти находятся правые силы, традиционно выступающие за приоритет национальных интересов над любыми другими (и уж тем более украинскими), и говорить не приходится. А таковых в перспективе может стать намного больше, и нынешние власти ЕС не скрывают своего беспокойства по данному поводу.
«На нас смотрят как на неизлечимо больных»
Тенденция набирает силу по мере усугубления проблем в западных странах и хода спецоперации. Несмотря на давний «брекзит», не осталась в стороне от тренда и Британия, решившая сделать бездомными 9 тысяч украинских беженцев из-за нехватки денег на них. Сами они нескончаемо жалуются на изменившееся отношение, заявляя, что на них «смотрят как на неизлечимо больных». Но властям ЕС некогда слушать стенания беженцев, ведь у них бушуют «тракторные протесты», грозящие тотальной сменой политического курса.
Как будет выглядеть этот курс — хорошо видно на примере Нидерландов, где по итогам парламентских выборов убедительную победу одержала крайне правая партия PVV («Партия за свободу»), возглавляемая местным «Трампом». Спустя непродолжительное время после этого в приютах Нидерландов резко закончились места для беженцев с Украины. Да и страны с левым креном не отстают, особенно те, с кем Киев уже испортил отношения. Так, всё та же Польша заявила, что не против депортировать сбежавших туда украинцев, чтобы они отправились на фронт. Что, кстати, закономерно: воевать «до последнего украинца» Запад не передумал — и тут такой ресурс высвобождается. Так что всё одно к одному.
И дело здесь вовсе не в «неизлечимой болезни».
Покуда украинские беженцы, как и непосредственная громогласная поддержка Киева, были выгодны Европе, их привечали и осыпали благами.
Когда содержать их стало накладно, внутриполитический расклад рискует измениться, а подпитывать энтузиазм «перемогами» ВСУ с фронта не выходит, запустился обратный процесс.
Что в очередной раз просто доказывает: украинцы, и военные, и гражданские, для Запада лишь инструмент достижения политических целей.
Что они думают, чувствуют и хотят, не волновало Европу ни 10 лет назад во время Майдана, ни сейчас.
*признан террористом, экстремистом в РФ
Свежие комментарии