В павильоне «Каприз» музея-усадьбы Архангельское открыта экспозиция фарфора из коллекции князей Юсуповых, собранной пятью поколениями знаменитой семьи.
Она составляет более 425 экспонатов.
Выставку готовили больше двух лет, но открытие, изначально запланированное на конец октября, долго откладывалось из-за пандемии.
Экспозиция приурочена к 270-летию со дня рождения Николая Юсупова (15 октября 1750 - 15 июля 1831 гг.) в бывшем имении князя. Именно его портрет мы видим на некоторых экспонатах.
Два зала вместили чуть более двух веков истории фарфора: огромные китайские вазы династии Цин, миниатюрные мейсенские чашки, декоративные фигурки румяных пастушек, изящные сервизы для завтрака...
«Эта коллекция собирались пятью поколениями одной семьи, но ключевая фигура здесь — Николай Юсупов. Он был, по сути, одним из первых музейщиков в России: управлял Оружейной палатой, некоторое время возглавлял Эрмитаж», — поясняет куратор выставки Надежда Бережная.
Она напоминает, что фарфор появился в России благодаря Петру I и поначалу воспринимался только как элемент декора гостиных и кабинетов. Вместе с Михаилом Ломоносовым огромную роль в развитии фарфорового дела сыграл мастер Дмитрий Виноградов.
В Архангельском находилась мастерская по росписи фарфора, в которой «девушки с кистью и палитрою в руках одушевляли глиняную массу нежными цветами и прекрасными ландшафтами…». И павильон, и устроенная в нем мастерская по росписи фарфора были своего рода достопримечательностью усадьбы, которую с удовольствием демонстрировали гостям.
Просуществовала мастерская чуть меньше века. Трудились в ней крепостные. Судя по воспоминаниям современников, артель располагалась как раз в павильоне «Каприз», где сегодня проходит выставка.
Работам мастерской Юсупова посвящен весь первый зал экспозиции, стеллажи которого стилизованы под старинные библиотечные шкафы. «Здесь мы стремились к камерности, хотели воссоздать атмосферу домашнего музея», — говорит архитектор выставки Антонио Вильчес-Ногерол.
Во втором зале собраны изделия знаменитых мейсенской и севрской фабрик, которые служили для мастерской Юсупова образцами, а также несколько антикварных китайских ваз династии Цин, керамика из Японии. Рассматривать роспись и фактуру экспонатов очень удобно благодаря специальным витринам с рядом зеркал внутри, которые позволяют увидеть предмет с разных ракурсов, Каждая чайная пара, тарелка или чашка затейливо украшены, ведь к фарфору тогда относились не как к бытовой вещи, а как к произведению искусства. На обеденных же столах фарфоровые сервизы появились намного позже, и долгое время оставались предметами роскоши. Предметы, помимо художественной ценности, демонстрируют европейскую культуру сервировки стола в XVIII и XIX вв.
Экспозиция позволяет проследить развитие искусства керамики, смену стилей, модных тенденций и направлений в декоративно-прикладном искусстве, увидеть наиболее интересные образцы изделий.
Изделия, расписанные мастерами «фарфорового заведения», сохранили в миниатюрах на фарфоре композиции многих живописных произведений из картинной галереи Н.Б. Юсупова.
Каждая чайная пара, небольшой сервиз «дежене» (от франц. слова завтрак), комплект десертных тарелок, предназначавшихся для подарков высокопоставленным гостям, декорировались, отделывались мастерами как произведения ювелирного искусства. А потому Юсуповский фарфор из Архангельского во все времена воспринимался как драгоценный раритет, как предмет коллекционирования.
Первые мастера — крепостные живописцы Колесников, Сотников, Ткаченков, Новиков — учились золочению в Петербурге у профессиональных художников, а на заводе Попова — наносить изображения на фарфоровое белье, закреплять росписи огнем.
Отбор учеников был довольно строгий. Самые талантливые — обучались у известных профессионалов и затем только их оставляли работать в мастерской.
Одиннадцать подростков «расписывали черепки пукетами» (букетами), «писали цветами тарелки», обводили краской края тарелки, а взрослые художники «поправляли» работу учеников и добавляли декор. Позже на тарелках стали появились сюжеты с картин Рембрандта, Фрагонара, Грёза, Виже-Лебрен, а на чашках — женские портреты П. Ротари.
Два дня в неделю живописцы работали на себя — расписанный фарфор продавали. Только с 1818 по 1820 гг. в фарфоровой мастерской Юсупова было расписано около 1000 изделий.
В 1822 г. в Архангельское приезжает приглашенный князем Юсуповым французский живописец Севрской мануфактуры Август Филип Ламбер.
С появлением Ламбера в мастерской увеличивается число живописцев и учеников, внедряются новые техники росписи и декорирования, расширяется ассортимент изделий.
В 1824 г. Ламбер приступает к изготовлению фарфоровых форм, а спустя два года по распоряжению Н. Б. Юсупова в Архангельском строится здание для фарфорового завода. Завод Юсупова-Ламбера скорее был своего рода художественной лабораторией по декору фарфоровых изделий, предназначенных «для созерцания, разглядывания и любования».
Самые качественные, наиболее искусно декорированные образцы юсуповского фарфора сегодня хранятся в Русском музее, Эрмитаже, Павловске, усадьбе Кусково.
Но самое крупное собрание находится в Архангельском.
Свежие комментарии