Булочник, портной, сапожник - это профессии людей, которые были владельцами особняков на территории самого таинственного острова в Петербурге. Однако революция уравняла всех настолько, что прежние хозяева были вынуждены бросить свои владения и спешно ретироваться из страны, а новая власть довольно быстро превратила "таинственный остров" в "остров глухих заборов".
Сегодня за высокими оградами здесь по-прежнему прячутся исторические особняки и правительственные дачи. Лет десять назад одно петербургское издание даже проводило что-то вроде расследования, в ходе которого журналисты выяснили, что селиться на острове предпочитают друзья действующего президента, бывшие чиновники Министерства обороны, а также крупные бизнесмены.
Сегодня хочу вам рассказать о том, как менялся за годы своего существования один из трех северных островов в дельте Невы, где однажды, как гласит предание, умудрились заблудиться моряки. Дескать, в процессе поиска верного курса они наткнулись на гигантский валун, торчащий из воды у южного побережья острова. И в честь него назвали остров Каменным. По всей видимости, это были финские моряки, поскольку еще на картах Невского края допетербургского периода эта территория обозначалась как Кивисаари, что в переводе с финского и означает Каменный.
В конце XVIII столетия эта городская окраина превратилась в настоящую жемчужину Петербурга: она стала модным местом, где летом отдыхала столичная знать. И не только. В свое время один сезон на даче Доливо-Добровольского провела семья Александра Пушкина. Здесь родился их младший сын Григорий, который был крещен в храме Рождества Иоанна Предтече на Каменном острове.
В конце XIX века владельцы этой территории герцог Мекленбург-Стрелицкий и принцесса Саксен-Алътенбургская получили у императора Николая II разрешение на сдачу свободных участков в аренду на 90 лет. Причем будущим арендаторам предписывалось строить дома «посреди сада», не огораживая их глухими заборами.
Одной из первых, кто воспользовался этим предложением, стала жена петербургского булочника Евгения Гаусвальд. Для нее на Большой аллее был построен дом в совершенно новом для России стиле. Невероятно красивая дача стала одним из первых образцов модерна в нашей стране. Сегодня этот особняк жители постсоветского пространства знают как дом Ирэн Адлер, ведь именно здесь проходили съемки знаменитого фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
По такой же схеме на Каменном острове на рубеже XIX-XX веков появились дачи сапожного мастера Петра Гозе, швейцарского подданного и по совместительству состоятельного портного Эдуарда Фолленвейдера, актрисы императорских театров Елизаветы Леоновой, знаменитых купцов Елисеевых (не сохранился), инженера Сергея Чаева, архитекторов Василия Шене и Романа Мельцера и многих других.
Часть дач в ту пору на острове возводили для себя титулованные особы - например, княгиня Мария Кугушева, в особняке которой теперь располагается детская художественная школа; а также княгиня Мария Клейнмихель. Для нее на набережной реки Крестовки возвели особняк в стиле модерн, где она проводила грандиозные балы и маскарады. Сейчас это здание находится в ведении Управления делами президента РФ.
После Октябрьской революции брошенные прежними хозяевами дачи некоторое время оставались бесхозными. Но недолго. Их довольно быстро облюбовали петроградские беспризорники. А в 1918 году все особняки на Каменном острове национализировали и передали детской колонии имени Луначарского.
Несмотря на то, что колония просуществовала лишь до 1923 года, она успела оставить след в народном фольклоре: остров стали называть «Детским», хотя еще в 1920 году его официально переименовали в остров Трудящихся. Советские пролетарии действительно могли получить весьма престижную путевку в один из санаториев, которые разместились в некоторых особняках. В частности, такие здравницы были на даче Гаусвальд и в особняке Фолленвейдера.
Однако программа по созданию на этой территории домов отдыха благополучно свернулась в середине 30-х годов. Живописная природа и роскошные дома очень сильно заинтересовали обитателей Смольного. Так, на острове Трудящихся возник целый комплекс номенклатурных дач для партийной элиты. В общей сложности под государственные резиденции приспособили порядка 30 дореволюционных особняков. Только теперь им присвоили обезличенную нумерацию: К-0, К-2, К-3 и так далее. Например, дача артистки Леоновой на набережной Малой Невки превратилась в резиденцию, где проживали практически все первые секретари Ленинградского обкома КПСС - Сергей Киров, Андрей Жданов, Григорий Романов.
Не исключено, что расположенная по соседству государственная резиденция К-2 обязана своим появлением именно руководителю обкома Романову и его месту жительства. Ведь дойти от исторической дачи Леоновой до дома приема делегаций, построенного в 1967 году, можно буквально за несколько минут.
Так, постепенно на острове Трудящих сформировался «дачный городок» с особняками для приема высокопоставленных гостей, банкетными залами и элитными домами отдыха. И все это великолепие было наглухо закрыто высокими бетонными оградами, за что, собственно, в народе это место стали называть «Островом глухих заборов». В 1989 году ему вернули историческое название, а спустя несколько лет многие здания на Каменном острове вновь оказались брошены на произвол судьбы.
В начале 90-х самые ценные здания внесли в реестр объектов культурного наследия, однако это событие практически никоим образом не повлияло на их дальнейшую судьбу. Поскольку остров значится в списке федеральных памятников, то строить здесь что-то новое довольно сложно. Как следствие, проблему решали радикальным образом: старые строения, которые не успели уничтожить при советской власти, сносили с новой силой, а на их месте вырастали либо стилизованные новоделы, либо современные коттеджи.
К первым, например, можно отнести дачу Петровой, которую выстроили на историческом фундаменте, но уже не в дереве, а в камне с деревянной обшивкой.
А ко второй категории - клубный дом Del`Arte, построенный на месте дореволюционного здания. Стоимость квартир в этом комплексе начинается от 100 миллионов рублей.
Большинство исторических дач на Каменном острове сегодня находятся либо в собственности коммерческих компаний, афиллфированных со структурами бизнесменов вроде Олега Дерипаски (дача Гаусвальд), Сергея Матвиенко (особняк Фолленвейдера) или Николая Казакова (дача Леоновой); либо в ведении Управления делами президента. В конце нулевых специального для этого проводили реконструкцию некоторых зданий. Сегодня они по-прежнему надежно спрятаны от посторонних глаз глухими заборами, за которыми зимой и в межсезонье можно разглядеть крыши роскошных особняков и исторических дач.
Спасибо за внимание!
Свежие комментарии