Искусительница, необъезженная фарфоровая кобылица, способная растаять в приступе смеха на пике эротического экстаза.
103 года назад родилась Луиза Брукс (Louise Brooks), актриса и антизвезда.
Миллионы женщин подражали ее неподражаемости. Она придумала короткую стрижку с прямой челкой – «черный шлем» - носящую ее имя.
В 1955 году на выставке, посвященной юбилею кинематографа, провозгласили: «Нет никакой Гарбо. Нет никакой Дитрих. Есть только Луиза Брукс!» Это положило начало превращению Луизы Брукс в одну из самых знаменитых женщин века.
Ее игра отличалась необыкновенной честностью. В ней не было характерной для немого кино манерности, экспрессивной мимики или выразительного грима. Энергичный, чувственный, внушающий страх, разбивающий сердце – таким был образ Луизы Брукс.
«Те, кто видел ее хоть раз, никогда не смогут забыть, - писал Жан-Люк Годар. - Она - единственная женщина, способная превратить любой фильм в шедевр. Луиза - само совершенство. Она больше, чем миф, она - волшебство, явление, не имеющее себе равных».
Луиза с детства увлекалась танцем, а к десяти годам танцевала профессионально, выступая на ярмарках, и в театрах под музыкальный аккомпанемент матери. В 15 лет поступила в знаменитую танцевальную школу Нью-Йорка «Денишон». Одна из лучших учениц, она была, тем не менее, исключена за вызывающее поведение и стала выступать в кордебалете.
В 1925 успешно прошла кинопробы и получила роль в фильме «Улица забытых людей / The Street of Forgotten Men», а затем в картине «Американская Венера / The American Venus».
В 1926 году, в 20 лет, впервые появилась на обложке журнала «Social Celebrity magazine».
Считается, что с этой обложки началась эра flapper girls - женщин нового времени, которые: вызывающе одевались, коротко стриглись, пользовались яркой косметикой, водили машины, курили, выпивали, а также танцевали развязный танец чарльстон ("флапперс", движения рук, имитировали хлопанье крыльев - отсюда и прозвище).


Природная притягательность Брукс помогла ей получить роль саморазрушительной соблазнительницы Лулу в фильме «Ящик Пандоры / Pandora's Box» (1929), признанном шедевре немого кинематографа. В этом фильме Брукс воплотила новый тип эротизма - полуженщину-полуребенка, бессознательно творящую зло.
"Ящик Пандоры" - зияющая пропасть кинематографической похоти, разнузданной свистопляски. Луиза сыграла роль Лулу - женщины легкого поведения, идущей по трупам своих любовников и в конце погибающей от руки сексуального маньяка. Не только мужчины, но и женщины проявляют недвусмысленный интерес к Лулу. Но почему-то все, кто не скрывает свою любовь к девушке, умирают.
Очарование экранного образа оказалось так велико, что фильм, по сути, не осуждал, а прославлял сексуальную страсть, свободу и независимость главной героини. Для того времени это была неслыханная дерзость. Лулу - испорченный ребенок, пользующийся собственной красотой. Когда она бьется в истерике, демонстрируя небольшую грудь, - это соблазнительно и пакостно. Когда при взгляде на нее очередной Потрошитель роняет нож, это выглядит библейской проповедью. Лулу – и невинность, жертва мужских пороков, и - зловещая соблазнительница. «Ящик Пандоры» звучит притчей о том, что к любой красавице прилагается ящик с бедами, которые она выпускает наружу. Ходили слухи, что Брукс околдовала режиссера картины. Брукс околдовала и зрителей
Актрису обвиняли: "Луиза Брукс не может играть. Она не страдает. Она не делает ничего". Она действительно "не играла", поражая странным сочетанием пассивности и магнетизма. Она всего лишь лучезарно присутствовала на экране. И опередила свое время лет на тридцать.
В 1929 году она снимается в фильме «Дневник падшей / Diary of a Lost Girl» - впечатляющей драме женской души.
Луиза сыграла Тимьян, дочь аптекаря, изнасилованную его развратным помощником. Тимьян – наивная, страдающая девушка. Она вынуждена расстаться с новорожденной дочкой, попадает в специальное заведение – нечто вроде колонии для распущенных женщин, опускается все ниже и ниже, пока не оказывается в публичном доме. После многих испытаний героиня счастливо выходит замуж. Падшая женщина становится графиней, но клеймо «падшей» и страшные воспоминания не дают ей жить спокойно.
1930 год. Брукс вернулась в Америку, но режиссеры больше не предлагали ей главных ролей. После нескольких лет бесплодных попыток и нескольких слабых ролей во второразрядных фильмах она навсегда оставила кино. Ее перестали снимать, когда Луизе не исполнилось еще и тридцати лет. Некоторое время она зарабатывала на жизнь, танцуя в ночных клубах.
Легенда немого кино начала прошлого столетия - не золотого, а бриллиантового века Голливуда - долгие годы послеэкранной жизни провела в одиночестве, не выходя из своей квартиры. Брукс перестала носить свой фирменный "черный шлем" и туго зачесала волосы назад. Рисовала пейзажи, напоминающие древнекитайскую живопись. Писала изящные и ироничные эссе. В 1950-70-е, на волне возросшего интереса к эпохе немого кино, снова появилась на экране, но уже как историк и свидетель того, что происходило в "сумасшедшие двадцатые".
В 1982 году она опубликовала книгу воспоминаний «Лулу в Голливуде / Lulu In Hollywood». Написала также автобиографию с подробным и откровенным рассказом о своих многочисленных романах, но позднее сожгла единственный экземпляр рукописи.
В 1985 году Луиза Брукс, одна из самых ярких звезд немого кино и несомненная икона стиля, умерла от сердечного приступа.
Сайты о Луизе Брукс: www.louisebrooks.ws, www.pandorasbox.com,
Сообщество поклонников Луизы Брукс http://louisebrooks.livejournal.com.
По материалам: www.ekranka.ru, http://labazov.livejournal.com
Свежие комментарии