Некоторые особы не только обезоруживают чужих кавалеров, но и вооружают их дам. Именно так начиналась драма, настигшая актрису Мариинского театра Анастасию Малевскую. На светский раут её возлюбленный явился в сопровождении прекрасного эскорта. Как поступила Анастасия? Без промедлений вызвала соперницу на дуэль!

Еще в 1397 году происшествие не вызвало бы фурора — русские бабы азартно истребляли лютых врагинь. Да не из рафинированных пистолетов, а рогатинами и ослопами! Не гнушались конфликтовать и врукопашную. К слову, у государства воинствующие матроны нареканий не вызывали. Все законно: согласно Псковской судебной грамоте, вместо женщины в поединке мог участвовать ее супруг, брат, отец, ежели биться предстояло с мужчиной.
Впрочем, не только отечественные амазонки покушались на мужскую привилегию кровопролития. Если верить Аммиану Марцеллину, античному историку, неистовые галльские женщины занимались тем же — дискутировали с окружающими, используя кулаки. Что уж говорить о древних гречанках, искавших лазейки на Олимпийские игры! Оным категорически воспрещалось посещать спортивные мероприятия. «Собираются в толпы и свирепо дерутся на палках», — констатировал Геродот.
Вероятно, спустя века банальный мордобой европейцам категорически наскучил. Тут-то эпоха Ренессанса и подарила миру подлинную женскую дуэль. Именно так официально обозвали прецедент, потрясший миланский женский монастырь Св. Бенедикты 27 мая 1571 года. Однажды в обитель явились две знатные дамы, дабы наедине совершить молитву. Комнату гостьи, разумеется, получили. Стоило настоятельнице притворить дверь, как дамы выхватили кинжалы с очевидным намерением согрешить. Позже встревоженные шумом монахини обнаружат бездыханное тело, а рядом истекающую кровью убийцу. Что послужило причиной бойни — увы, не известно. Ко всеобщей радости, подноготная следующей дуэли предельно ясна. Сцена, поразившая Неаполь, опередила монастырское ЧП практически на 20 лет. И куда уж без знатных барышень: Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла одинаково бойко претендовали на Фабио де Зересола — прекрасного итальянского мужчину. Как того требовал закон, в распоряжении девиц оказался и секундант, он же испанский наместник маркиз де Васта. Впрочем, к чему вдаваться в детали, когда весь экшен благополучно запечатлел караваджист Хосе де Рибера! Ознакомиться с полотном «Женская дуэль» можно в мадридской галерее «Прадо».
И если сестры-славянки в XVII веке вели себя смирно, француженки решительно оттачивали мастерство. Отныне дамы не только бились до конца, но еще и смазывали шпаги раздражающими составами — для пущего веселья. Приемы становились подлее, интереснее: если не заколют, так подарят уродливый шрам.
По стечению обстоятельств тогда же свершилась легендарная дуэль графини де Полиньяк и маркизы де Несль! Мамзели бились за право быть любимой и единственной. Да, звучит попсово, довольно тривиальная мотивация. Обнадеживает одно: избранником аристократок значился сам кардинал Ришелье. Дуэль состоялась в осеннем Булонском лесу, однако обагрить землю во имя красного герцога так и не удалось. Известно лишь, что де Полиньяк слегка ранила конкурентку, а после пригрозила: «Я научу тебя, как красть любовника у такой женщины, как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала на части сердце этого вероломного создания и разбила его мозги!» Собственно, эпизод обрел известность благодаря запискам виновника события. По всей видимости, самоотверженность и страсть любовниц покорили парижского министра.
Что и говорить, прекрасная половина отменно фехтовала, разве что продемонстрировать таланты удавалось не всегда — где отыскать столько дамских угодников? Отныне предлогами служили не только уязвленное чувство гордости, но и неловко оброненное слово. К примеру, истории знакома обворожительная скандалистка мадам Мопен, популярная оперная певица времен Людовика XIV, которая обожала вызывать на дуэль мужчин. Однажды нашу героиню оскорбил актер Дюмени, а на требование извиниться — расхохотался в лицо. Негодованию Мопен не было предела, женщина выхватила бутафорскую шпагу и начала сечь ею лицо нахала. Посчитав себя недостаточно отомщенной, дама отобрала у коллеги часы и табакерку. Сущим хулиганством казалась эта выходка на фоне следующего происшествия. Будучи на балу, певица вела себя несколько вольно, и вскоре гости попросили ее уйти. Темпераментная Мопен заявила, что желает видеть в парке всех, кого не устроило ее поведение. Вызов брошен — трое дворян последовали за взвинченной артисткой. Мопен заколола одного за другим, а после торжественно вернулась в залу. К слову, случай грозил красавице эшафотом, спасло одно — благосклонность самого короля, не желавшего лишаться одной из лучших оперных певиц. Однако не только Людовика покорила самоуверенная особа: все вышесказанное гораздо колоритней описано Теофилем Готье, посвятившим целый роман удивительной француженке.
Сколько кровавых историй, и все дело рук европеек. А что до России? Категоричный запрет на дуэли по политическим соображениям — не хватало людей для трудов ратных. Так распорядился Петр I. Впрочем, стоило на престол взойти женщине, как баба русская вспомнила о рогатине! Вспомнила и оставила в загашнике, ибо в моде утонченное членовредительство. Сама Екатерина II не только допускала дуэли, но и могла поделиться опытом. Так, в возрасте пятнадцати лет немецкая принцесса Софья Фредерика Августа сразилась с троюродной сестрой принцессой Анной Людвиги Анхальт. К счастью, обошлось без крови. Может, поэтому императрица оказалась противницей смертельных исходов? Бились до первого ранения. Только в 1765 году секундантка Екатерина удостоила чести восемь дуэлей.
Гораздо вкуснее перипетии интернациональных конфликтов. В 1770-м княгине Дашковой случилось гостить в Лондоне, да не где-нибудь, а в доме графов Пушкиных. Там образованная русская дама познакомилась с герцогиней Фоксон, тоже слывшей образованной дамой, правда, английской. Завязавшаяся беседа планомерно перешла в хорошую перепалку. Фоксон оскорбила Дашкову, Дашкова заехала обидчице по лицу. Вскоре графиня Пушкина нехотя несла женщинам шпаги. Потребовалось несколько томительных минут, чтобы реанимировать попранную честь. В результате дуэль разрешилась в пользу англичанки — русской княгине рассекли плечо. Оно и не удивительно: заморские сударыни практиковались веками. Тем не менее именно в Петербурге популяризовались дамские салоны, где пылко состязались потомки древних гречанок и матрон. Одним из таких стал салон мадам Вострухиной, только в 1823 году элитный «бойцовский клуб» пережил семнадцать дуэлей. Сохранились и записки местных завсегдатаев — уроженок других стран. Маркиза де Мортене писала:
Куда нам до утонченных мадемуазелей, чьи манеры обязывали обнажить грудь, прежде чем взяться за шпагу. Во избежание опасных инфекций щегольство откладывали до лучших времен. Нагота носила сугубо практический характер, хотя, с точки зрения пресловутой маркизы, придавало немало пикантности. Разумеется, можно грозно окрестить викторианские разборки «первыми эмансипированными дуэлями», а можно молча рассмотреть фотографические почтовые карточки. Появившиеся в XIX веке стереоскопические серии оголенных воительниц — еще одна попытка воздать дань удивительному явлению.
Женские дуэли очаровательны и коварны, они веками преследовали женщину и добрались до наших современниц. Возможно, мы так и будем сражаться, насыщая художников мелодраматичными сюжетами. Ан гард!
Свежие комментарии