Я посмотрела этот фильм от начала до конца впервые за много лет. Уверена, что сюжет в общих чертах помнят почти все. А вот детали…
То ли с возрастом мое восприятие изменилось. То ли раньше я просто смотрела его невнимательно или замечала только основные сюжетные повороты. Но я впервые поняла два важных момента!
«Карнавальная ночь» – первый полнометражный художественный фильм Эльдара Рязанова. Режиссеру в год выхода фильма было 29 лет.
Вот что я заметила сейчас.
1. Это фильм про торжество нового человека
Хотя, казалось бы, время уже другое...
Экономист, которая пляшет, как профессиональная балерина. Официантки, подающие не только мороженое, но и надежды. Да и вообще трудящиеся, которым после смены у станка хватает сил и времени на культурное развитие. Это такой феномен советского строя – новый, всесторонне развитый человек.
Почему-то всегда огромное возмущение в комментариях вызывает упоминание А. И. Солженицына. Как будто его вдруг исключили из числа русских писателей, а то и вовсе запретили упоминать. А у него ведь был такой герой в «Раковом корпусе», оговоренный доносчиком Русановым инженер Родичев. Он с утра тягал гири на балконе, а потом Русанову показывал бицепс и говорил: смотри, мы – не хлюпики, а люди гармонические.
Вот такие гармонические люди населяют мир «Карнавальной ночи»: не просто работящие, а еще и развитые, культурные и очень красивые!
Понятное дело, что эта верхушка – даже не 10 %, как у айсберга, а так, сотая доля процента. Примерно как красивые сталинские здания и сверкающие станции метро в Москве – это еще не весь СССР. А большинство людей в то же время живет в бараках и избах, хлебает лаптем щи, не имеет паспорта и по нужде ходит с лопушком. Или ругается в очередях в битвах за еду. И тянет лямку тяжкого, грязного и совсем не облагораживающего труда.
И вторая особенность «Карнавальной ночи», ее никто не выпячивает, но и не скрывает.
2. «Прежних» успешно интегрировали
Есть роман «Кысь» Татьяны Толстой. В нем после Взрыва (прообраза любой большой катастрофы) мир бывшей Москвы населяют три сословия. Перерожденцы – это полуживотные, бывшие люди, бегающие на четырех конечностях, но умеющие говорить и помнящие старое время. Голубчики – родившиеся после Взрыва мутанты. И прежние – они, как и перерожденцы, тоже родились до Взрыва, но сохранили человеческий облик.
Так вот, после Революции в СССР тоже осталось немало «прежних». Кто не эмигрировал и не был репрессирован, и кто вписался в новую жизнь по-разному, как мог. В «Карнавальной ночи» их несколько:
- Лектор, который должен читать лекцию «Есть ли жизнь на Марсе». Отрицательный персонаж. На его происхождение указывает не столько возраст и профессия, сколько манеры и очень характерное слово «голубчик», которым он называет спаивающего его тов. Усикова.
- Бухгалтер, который читает басню. Положительный персонаж. Если берем реальную хронологию, в фильме 1955-й г. Бухгалтер говорит, что читал басню последний раз на гимназическом вечере 40 лет назад. Как раз пред-революционное время.
- Библиотекарь – скорее всего, она тоже из прежних. Положительный персонаж. Хотя в ней таких ярких примет, как у лектора, нет. Интеллигентная речь и манеры могли быть у любого образованного человека, см. выше пункт про гармоничное развитие.
«Прежние» показаны как полезные люди, чье образование служит на пользу всем. Даже если они безответственны и напиваются, как лектор.
У Веры Пановой было в повести «Времена года» негативное упоминание такого товарища: «дореволюционный зубр». Но в фильме такого нет.
То, что лектор напивается, абсолютно нейтральный факт и никак негативно не характеризует «прежнего». Потому что пьют в фильме все.
Меня, кстати, это тоже поразило. Видимо, очень давно я его смотрела все-таки.
Все гости новогоднего вечера непрерывно пьют шампанское огромными бокалами, которые вмещают половину бутылки. На столах у них и крепкое. Хороший советский юноша Гриша принимает стопку водки для храбрости, между прочим, чтобы провести вечер, т.е. на работе. Это в кино просто норма жизни. Как и напившийся герой Сергея Филиппова.
Лектор это типаж интеллигента-алкоголика: он знает, что ему нельзя, но не выпить он не может. Он искренне сопротивляется, когда его ведут знакомиться с художественным оформлением буфета. Но сломить сопротивление таких людей несложно.
Прекрасный актер не раз играл любителей выпить (например, есть эпизод про Масика, который хочет водочки). И сам страдал от алкоголизма. Но сцены с лектором играл полностью трезвым, включая танцы (позже практически в том же виде танец Филиппова войдет в «12 стульев»).
Еще у лектора говорящая фамилия: Никадилов. Кадило это сосуд, в котором сжигают ладан при богослужении. А он НИкадилов, т.е. еще отрицательная частица есть. Отказ от прошлого!
Так вот, в фильме не только выпивка – не порок. Но и дореволюционное происхождение.
(с)
Свежие комментарии