♀♂ Гостиная для друзей

36 740 подписчиков

Свежие комментарии

  • Марина Максимова
    Мне Гомиашвили больше всех. Юрский тоже неплох, но в нем нет утонченной элегантности Гомиашвили) Пижон.))) А ведь Бен...Очередное возвращ...
  • Татьяна ХХХ
    Я верблюд, правда, увидела оленя))) и я такая)))Первое животное, ...
  • Татьяна ХХХ
    Плохо, когда нет лада в семье... Я бы дочке квартиру дала, без вопросов. Либо предложила другой вариант, возможно, до...Обиделась на мать...

За это письмо Белинского Гоголю отправляли на каторгу, после революции его начали изучать в школах

В 1847 году Николай Васильевич Гоголь опубликовал «Выбранные места из переписки с друзьями», где предстал перед своими читателями и почитателями в непривычном свете. Гоголь явился не обличителем язв и пороков крепостнической России, а православным мистиком, ждущим обновления России от возрождения религиозности в высших классах. Этой религиозности, по мнению Гоголя, господам следовало учиться у русского народа.

За это письмо Белинского Гоголю отправляли на каторгу, после революции его начали изучать в школах

Кастовость радикальной публики

Реакция публики на эту публикацию была двоякой. Многие приветствовали совершившееся обращение писателя к духовным истокам России. Другие же резко отвернулись от Гоголя, сочтя его поступок изменой своим прежним идеалам, ценностям, литературному таланту. Наиболее резко выступил против Гоголя его старый знакомый, литературный критик и публицист Виссарион Белинский. Будучи больным чахоткой и находясь при смерти, Белинский не жалел расточать самых резкие эпитеты как в отношении самого писателя, так и проповедуемых им новых идеалов.

Гоголь и Белинский

Гоголь и Белинский

«Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах», – писал Белинский, отрекаясь навсегда от дружбы с Гоголем. Здесь видна характерная лексика российских радикалов, не меняющаяся уже почти второе столетие.

«Благородные сердца» это, конечно, только они сами, а те, кто мыслит хоть чуть-чуть отлично от них, это, по эпитетам того же Белинского, «Чичиковы, Ноздрёвы, городничие и т.п.».

Белинский, Виссарион Григорьевич (1811-1846) - литературный критик

Белинский, Виссарион Григорьевич (1811-1846) - литературный критик

«Русский произносит имя Божье, почёсывая одно место»

Что же в особенности вызвало негодование «неистового Виссариона», как его давно уже прозвали все его знакомые? Это пиетет Гоголя перед Русской Церковью и народной религиозностью. Белинский приложил все старания, чтобы показать никчёмность, пустоту этих новых идеалов Гоголя. Рискнём их привести для наглядности, пока письмо Белинского официально не попало в список экстремистских материалов уже в наше время.

«Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр — не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Стешками, Васьками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

За это письмо Белинского Гоголю отправляли на каторгу, после революции его начали изучать в школах

«Неужели же и в самом деле Вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? — Попов. Не есть ли поп на Руси, для всех русских, представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства? И будто всего этого Вы не знаете? Странно! По-Вашему, русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе одно место. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится — горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ».

Сказанного довольно. Письмо это целиком может прочитать пока всякий, если интересно.

За это письмо Белинского Гоголю отправляли на каторгу, после революции его начали изучать в школах

Послереволюционная инверсия: запрет на Гоголя

В 1849 году члены кружка Буташевича-Петрашевского (среди них был молодой Ф.М. Достоевский) были присуждены к смертной казни, заменённой им каторгой. В числе обвинений было и такое: распространение письма Белинского к Гоголю. Только после 1905 года запрет на публикацию этого документа был снят.

Казнь Петрашевцев, кадр из сериала "Достоевский" (2010г.)

Казнь Петрашевцев, кадр из сериала "Достоевский" (2010г.)

Кто был прав в этой полемике? Разве революция 1917 года не показала правоту Белинского именно в том, что русский народ суеверен, но абсолютно не религиозен, знать не знает Бога, церковь и заповеди Христовы и атеист по существу?

После революции с этой полемикой произошла обратная метаморфоза. Письмо Белинского Гоголю начали читать и изучать в школах, а сама «Выбранная переписка» Гоголя, вызвавшая это письмо, подверглась умолчанию, лишь изредка публикуясь в полных собраниях сочинений писателя.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх