Игорь, понятия «любовь» и «должны» — несовместимые. Нельзя любить по необходимости.
Тут не может быть никакого долженствования. Мы любим близких. Ты любишь папу, маму, бабушку. Кто тебя заставил маму любить? Ты просто сам ее любишь.Так же и с Богом. Кто-то любит Бога с детства, как, к примеру, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Феофан Затворник. У кого-то все по-другому в жизни: человек не ощущает в себе такой безоглядной любви к Господу, но хочет быть с Ним, двигаться к этому состоянию, потому что чувствует, что без Бога – всё как-то временно, «не по-настоящему», ненадолго. Только настоящая любовь к Богу открывает перспективу жизни и на земле, и в вечности.
Как же двигаться к любви к Богу? Надо выполнять заповеди Божии. Это говорит Сам Христос: «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Через исполнение заповедей человек меняет себя в правильном направлении — именно так он и движется к Богу. Жить по заповедям — всегда трудно. Гораздо проще «жить, как живется»: чего-то зарабатывать, чего-то достигать, делать карьеру, добиваться успехов, во что-то играть, поехать отдыхать, жить себе в удовольствие, а о других не думать, и так далее.
Но это не приносит подлинного удовлетворения, оно все земное, и человек начинает искать то, что вечно, что не заканчивается с земною жизнью — Бога. Такой человек начинает идти в направлении Бога, ради встречи с Ним здесь, в земной жизни, и в вечности.
Что это значит в реальной жизни? К примеру, не хочется идти на службу в храм, а человек идет. Не хочется в житейских ситуациях смирять себя, напротив, хочется доказать свою правоту, особенно, если кто-то слабее или зависит от него, но человек смиряется ради Бога, не вступает в конфликтные отношения с людьми. Увидел нуждающегося — поддержал его.
Когда я был еще ребенком, и мы с мамой шли в храм, то она мне давала мелкие монетки, по 2, 3 копейке, чтобы подать нищим. Я как-то спросил маму: «Мам, а что мои две копейки дадут нищенке, ведь это очень мало, батон стоит рубль тридцать?» Мама ответила: «Главное не сколько дали, а участие в трудном положении этого человека». Ведь в Советском Союзе пенсии работникам колхозов начали выплачивать только в начале 60-х годов, так что, если состарился колхозник, то ему никакого денежного содержания не давалось, вот они стояли у храмов просили милостыню.
Люди могут оказаться в разных ситуациях, и их проблемы мы должны увидеть и откликнуться. Это и будет проявление нашей любви к Богу. Мы, конечно, далеки от той любви к Богу, которую имели святые подвижники. О ней мы узнаем из описаний их жизни в Патериках, когда великие святые, ради любви Божией, забывали есть и пить, молились целыми днями, как преподобный Серафим Саровский (тысячу дней и ночей провел в молитве). Другие были готовы претерпеть любые мучения, только бы не отпасть от Бога, как новомученики нашей Церкви. Но и каждый из нас может принести в дар Господу свое малое — терпение, труд над собой, послушание родителям и старшим. И это будет движение любви к Богу.
И Ветхий Завет, и Новый призывает человека возлюбить Господа Бога «всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим и всею крепостью твоею» (Мк. 12:30). Это — призыв Божий к человеку. Но это и императив для вечной жизни. Потому что какая может быть вечная жизнь, если ты Бога не любишь? Что тогда делать в вечности с Богом, если Он для тебя чужд и не стал близким, желанным, знаемым за время земной жизни? Значит и для земной жизни этот призыв — императив. Начинать развивать любовь к Богу надо здесь пока мы еще живем в этом мире.
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Свежие комментарии