Так называемый Украинский институт национальной памяти выдал очередной перл — «заключение экспертов», согласно которому ряд выдающихся деятелей русской культуры якобы представляют угрозу для национальной безопасности «незалежной».
В их числе оказался и Михаил Глинка.
Выдающегося композитора охарактеризовали как «маркер Русского мира». Позитивное отношение к нему, по мнению «экспертов», якобы нивелирует различия «между украинской и российской национальными идентичностями», а также — создает представление об общей культуре двух народов.
Украинские «исследователи» возмущены тем, что Глинка посмел выбрать для своей оперы «Иван Сусанин» исторический момент, связанный с борьбой русского народа против польских интервентов. Видимо, «эксперты» считают, что жители России обязаны были склонить головы перед «цивилизованными европейцами», и что любой негатив в адрес Запада — это чудовищное преступление. Отдельная претензия к Глинке — авторство «Патриотической песни», которая десять лет была гимном России.
«Донос» на Глинку вызвал достаточно активные обсуждения в социальных сетях. В частности, украинские пользователи репостили фото сноса барельефа великого композитора с фасада Днепровской академии музыки, носившей ранее его имя. Судя по картинкам-эмодзи под постам, даже пользователи городских каналов, позиционирующие себя, как «укропатриотические», реагировали на демонтаж портрета Глинки неоднозначно. Совокупное количество негативных оценок в адрес участников сноса барельефа лишь немного уступало числу позитивных. Причем многие комментаторы оставляли под постом картинку с маской клоуна, выразительно демонстрируя, что они думают об украинских властях и их решении.
Улицы украинских городов, названные в честь Глинки, активно переименовывают на Украине уже второй год. Связанные с его именем топонимы пропали с карт Ужгорода, Тернополя, Броваров, Кропивницкого. В Днепре (экс-Днепропетровске) бывшая улица Глинки теперь называется улицей Елизаветы II. Какое отношение покойная британская королева имеет к Украине, не совсем понятно.
А вот Глинка имеет. Причем самое непосредственное. В 1838 году он работал в Малороссии, отбирая певчих для Придворной певческой капеллы. Под впечатлением от этого путешествия он написал романсы «Гуде ветер» и «Не щебечи соловейко». Главным его открытием за время работы в Малороссии стал Семен Гулак-Артемовский, будущий композитор. Глинка разглядел в молодом человеке талант. Он лично давал Семену уроки пения, а затем организовал несколько концертов, собранные на которых средства потратил на обучение Гулака-Артемовского за границей.
Во время обучения в Италии Семен выступал во флорентийской опере, а затем вернулся в Россию, став солистом императорской оперы в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Параллельно Гулак-Артемовский сам писал музыку. Он — автор оперы «Запорожец за Дунаем», которую ставили в лучших театрах Российской империи. Сегодня в «незалежной» ее называют «первой украинской оперой».
Гулака-Артемовского, который после отъезда из Малороссии в молодости, бывал в ней всего два раза, на Украине сегодня все равно чтут. Улицы, названные его именем, есть в более чем двадцати украинских городах. Причем некоторые из них были переименованы в его честь совсем недавно — на волне так называемых деколонизации и декоммунизации. Например, в Киеве улица, которая носила имя русского композитора Александра Альябьева, теперь называется улицей «семьи Гулак-Артемовских».
Где во всем этом логика — понять невозможно. Семен Гулак-Артемовский, вне всякого сомнения, был достойным оперным певцом и композитором. При этом он в первую очередь принадлежал к «большой» русской культуре, и не случайно выбрал для себя жизнь в Санкт-Петербурге и Москве, хотя и проявлял интерес к локальным народным малороссийским обычаям.
Гулака-Артемовского в Киеве сегодня называют «отцом» украинской оперы. Но тогда ее «дедушка» — это Михаил Глинка, который рассмотрел в Семене талант и дал ему музыкальное образование!
Откуда же тогда у киевского режима и его адептов столько злобы к человеку, который никогда ничего плохого для Малороссии не сделал, а, напротив, помогал раскрывать дарования ее уроженцам, давая им путевку в жизнь?
Под патриотическими лозунгами на Украине идет варварская война не только с русскими языком и культурой, но и с любыми проблесками здравого смысла.
Сегодня Гулака-Артемовского почитают. Но если завтра варварской необразованной толпе в вышиванках скажут, что он «имперец» и его нужно ненавидеть, то уже через пять минут вандалы будут радостно прыгать на снесенном памятнике композитору.
По разрушительному потенциалу нынешняя бандеровская идеология уже ничуть не уступает гитлеризму.
Свежие комментарии