На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иван Ураганов
    Сволочь!!!!Ему 60, а ей 34: ...
  • Александр
    Нормальный выбор нормальной женщины.«Бог не для того ...
  • Амара Карпова
    НАСТОЯЩАЯ КРАСАВИЦА😍и очень достойная женщина😘таких нет сейчас🥲«Бог не для того ...

Легендарный Маринеско...Зал Славы для героя-подводника, судьба которого была драматична

  
Легендарный Маринеско

В Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга готовится к открытию новая выставочная экспозиция — Зал Славы, посвященный легендарному подводнику времен Великой Отечественной войны Александру Маринеско. Об этом объявил губернатор города Александр Беглов.

 

«Санкт-Петербург, — отметил Беглов, — всегда гордился своими героями, и среди них особое место занимает Александр Иванович Маринеско, чьим беспримерным подвигом мы восхищаемся.

Открытие посвященного ему Зала Славы в объявленный Президентом год Защитника Отечества — это наша дань памяти и восхищения его подвигом. Экспозиция позволит раскрыть многогранную личность Александра Ивановича и показать масштабы его героизма, его роль в истории Великой Отечественной войны. Это выставка будет вдохновлять молодое поколение петербуржцев на служение Отчизне, преданность долгу и стремление к справедливости».

«Можем и должны говорить о величайших наших воинах, которые сделали неоценимый вклад в победу во время Великой Отечественной войны. Конечно, среди всех подводников в первую очередь нужно говорить об Александре Ивановиче Маринеско. Его жизнь и, говоря современным языком, креативность при принятии решений во время боевого похода — это то, что приводит вот к таким большим победам во время войны. Конечно, это пример для всех, кто участвует сейчас в СВО», — подчеркнул директор ЦВММ Руслан Нехай.

В подготовке выставки также примет участие Музей истории подводных сил им. А.И. Маринеско.

В годы Великой Отечественной войны Александр Маринеско, капитан 3-го ранга, командовал подводной лодки С-13. Его подлодка отправила на дно гигантский немецкий лайнер «Вильгельм Густлоф». Спустя несколько дней та же С-13 под командованием Маринеско потопила еще один крупный транспорт «Генерал фон Штойбен».

Эти атаки стали самыми результативными в истории советского подводного флота. За этот подвиг Маринеско был представлен к званию Героя Советского Союза, которое, однако, было присвоено ему лишь посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1990 года.

Будущий герой-подводник родился в январе  1913 года в Одессе в семье рабочего-эмигранта из Румынии Ионы Маринеско. Его мать была украинкой - крестьянкой из Херсонской губернии. А сам Александр Маринеско в советских анкетах в графе «национальность» писал: «украинец».

После окончания шести классов трудовой школы он  устроился учеником матроса на судно. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом первого класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум. Окончив его, работал третьим, а затем вторым помощником капитана на гражданских пароходах.

В ноябре 1933 года был призван на воинскую службу и направлен на курсы комсостава ВМС Рабоче-крестьянской Красной армии, после окончания которых служил штурманом на подводной лодке Щ-306 Балтийского флота. Затем окончил курсы комсостава Учебного отряда подводного плавания. В начале Великой Отечественной войны подлодка под его командованием несла боевые дежурства в акватории Рижского залива.

 

С 1943 по 1945 год капитан Маринеско —  командир ставшей легендарной подводной лодки С-13, на которой совершил три боевых похода, благодаря которым он и вошел в историю советского подводного флота. В начале 1945 года в течение одного похода потопил сразу два крупных транспорта противника — 30 января огромный лайнер «Вильгельм Густлоф».

Вот, как описывают историки эту беспримерную атаку: «Маринеско два часа преследовал свою цель в надводном положении, изношенные двигатели подлодки едва справились с этой гонкой. Он атаковал судно в девять вечера со стороны берега, даже не погрузившись, — для сидевших в теплых кабинетах советских военно-морских начальников всё это было чистым безумием. К обреченному лайнеру устремились три торпеды, которые обожающие своего командира моряки С-13 подписали: "За Родину", "За советский народ", "За Ленинград". Четвёртая торпеда — с надписью "За Сталина" — застряла в торпедном аппарате и едва не погубила подлодку. Но хватило и первых трех, поразивших цель, которая потеряла ход и стала тонуть».

Уже на обратном пути, уходя от преследования, С-13 потопила еще один немецкий корабль — вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен». Этот поход известен как один из самых результативных среди советских подводников.  Маринеско был представлен к званию Героя Советского Союза, но эту награду получил лишь посмертно, в 1990 году. Кроме того Маринеско был награжден орденом Ленина (1942, 1990, посмертно), и двумя орденами Красного Знамени. Позже события 30 января 1945 года советская печать назвала «атакой века», а самого Александра Маринеско — «подводником номер один».

 

Всего за всю войну подводная  лодка под командованием Маринеско потопила четыре транспорта противника водоизмещением 42,6 тысячи тонн. По общему тоннажу потопленных им вражеских судов командир С-13 поставил абсолютный рекорд среди советских подводников.

После окончания войны в сентябре 1945 года, как следует из официальных документов, за нарушение воинской дисциплины Маринеско был понижен в звании до старшего лейтенанта и назначен командиром тральщика. А в ноябре 1945 года он вообще был уволен в запас.

На «гражданке», в 1946-1948 годах Александр Маринеско ходил старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства. В 1949 году работал заместителем директора Ленинградского научно-исследовательского института переливания крови. В том же году по обвинению в растрате социалистической собственности был осужден на три года лишения свободы (в 1953 году приговор был отменен). В 1951 году, после досрочного освобождения, работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции. С 1953 года был руководителем группы отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

В 1960 году после многочисленных ходатайств адмиралов и генералов, участников Великой Отечественной войны, Маринеско был восстановлен в звании капитана 3-го ранга. Скончался 25 ноября 1963 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище. Последние годы жизни легендарный герой-подводник провел в комнате коммунальной квартиры и сильно нуждался.

Говоря о Маринеско, его подвиге и его злоключениях во время службы на флоте, следует напомнить, в каких условиях воевали тогда моряки на подводных лодках. Александр Крон, автор книги о Маринеско «Капитан дальнего плавания» писал: «Даже в мирное время служба на подводных лодках была тяжелее и опаснее. Любая небрежность в несении службы может обойтись очень дорого: неплотно закрытый люк, ошибка рулевых...  Надо все время помнить, что с каждым десятком метров давление воды на корпус лодки возрастает на одну атмосферу. Провалиться ниже предельной для данного типа лодок глубины — это примерно то же самое, что войти в штопор для летчика, разница только в том, что подводник лишен возможности катапультироваться и ему предстоит долгая мучительная смерть в смятой чудовищным давлением стальной коробке. Плавать на подлодках в тридцатые — сороковые годы означало спать в душных отсеках на узеньких койках в три смены, экономить пресную воду, спрашивать разрешения командира на то, чтоб перейти из отсека в отсек, даже на то, чтоб пойти в гальюн. Это значило во время долгих подводных переходов мечтать о глотке свежего воздуха, а во время надводного хода рассматривать, как великую удачу возможность подняться на мостик и там покурить или просто подышать соленой влагой…»

А потому, чего греха таить, оказавшись потом на суше, моряки-подводники нередко «снимали стресс» выпивкой, не могли удержаться от неожиданных поступков. Таков был и Маринеско. Его послужной список изобилует выговорами за пьянку, драки и другие «неуставные поступки».

В результате 14 сентября 1945 года вышел приказ наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова, в котором отмечалось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота».

Характер у героя был гордый, независимый. «Он не любил перед начальством пресмыкаться, — вспоминала его дочь Элеонора Маринеско. —  Мог "врезать" в ответ резким словцом, если его заставляли исполнять глупые, на его взгляд, директивы. Характер у отца был очень уж независимым, и командование его за это недолюбливало. В результате за потопление "Густлофа" отец получил лишь орден Красного Знамени. Особых почестей не удостоился и экипаж подлодки. Отец очень переживал — не так за себя, как за команду, все говорил с досадой: "Ну ладно, капитан провинился, а экипаж-то причем?!"»

 

В 90-е годы героические походы Маринеско обросли мифами. Так писали, что Гитлер будто бы назвал его своим врагом «Номер один», а после потопления «Густлофа» в Германии был якобы объявлен траур. Эти истории тщательно исследовал и опроверг петербургский писатель и историк, подполковник в отставке, служивший в Группе советских войск в Германии военным переводчиком Юрий Лебедев.

Он имел возможность изучить немецкие документы в архивах, и был знаком с уцелевшим после потопления «Густлофа» Гейнцем Шеном, который написал об этой трагедии несколько книг. В результате Лебедеву удалось документально установить, что никакого траура в память о потоплении «Густлофа» в Германии не было, и Гитлер не называл Маринеско своим врагом «Номер один».

 Как свидетельствует стенограмма совещания в ставке Гитлера по военно-морским вопросам от 31.01.1945, на гибель «Вильгельма Густлофа» фюрер отреагировал равнодушно, ограничившись приказом командованию люфтваффе усилить борьбу с советскими подводными лодками на Балтийском море.

«Траур все же был, — писал Юрий Лебедев в журнале «Звезда», — но не по кораблю с таким названием, а по человеку, который волею трагических обстоятельств увековечен был после своей смерти в облике этого лайнера. В 1937 году был убит один из нацистских функционеров, которого звали Вильгельм Густлоф. Вот по нему-то Гитлер и устроил роскошные поминки, ознаменовав их трехдневным трауром в Шверине с участием 35 тысяч нацистов».

«В советское время, — отмечал Лебедев, — писатель Сергей Смирнов (автор знаменитой книги  о Брестской крепости), допущенный к засекреченной информации, переиначил историю с "Вильгельмом Густлофом" и изложил в той версии, которая должна была еще больше героизировать "Атаку века". Сюда же добавил миф о личном враге фюрера, которым стал Александр Маринеско, хотя в действительности Гитлер назвал таковым убийцу реального Густлофа еврейского студента Давида Франкфуртера».

С лайнером «Густлоф» была связана одна драматическая история, о которой не писали в СССР. На его борту помимо гитлеровских военных, находилось еще несколько тысяч гражданских лиц — немецких беженцев, в основном женщин и детей. Поэтому в период «холодной войны» в ФРГ были попытки объявить Маринеско военным преступником, инкриминировав ему уничтожение гражданских лиц. Однако потом немцы сами отказались от таких обвинений. Институт морского права в Киле (ФРГ), рассмотрев все известные факты, вынес решение о законности атаки транспорта «Вильгельм Густлоф». Маринеско потопил корабль, на котором находилось вооружение и перевозились военнослужащие действующей армии. Кроме того, транспорт шел в сопровождении боевого корабля и не имел маркировки госпитального судна.

 

Сегодня в России имя Маринеско носит Музей подводных сил в Санкт-Петербурге, улицы и набережные в Калининграде, Санкт-Петербурге и Севастополе. Памятники моряку-подводнику установлены в Калининграде и Кронштадте, мемориальные доски — на здании Одесского мореходного училища и в Кронштадте на доме, в котором жил Маринеско.

Ну, а теперь к ним скоро  добавится еще и посвященный ему Зал славы в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.

 

Фото Музей истории подводных сил России им. А.И.Маринеско

Игорь Веремеев
Ссылка на первоисточник
наверх