Девочка болтала с соседом по парте, учительница решила поставить неуд в альбом по рисованию.
— А альбома-то нет, — растерялась первоклашка.
— Ах, нет альбома? А лоб-то есть?
Давай сюда.Унизительно? Очень. И по традиции хотелось бы сказать: для учителя эта ситуация еще более унизительная. Ребенок вот пошел домой, пожаловался родителям, те пришли к директору, учительница уволена. Скандал вышел на всю Россию. По факту маленькая девочка вышла победительницей в этой схватке. Училка, конечно, не педагог, подхода не нашла, озверевшая, уставшая, выгоревшая… Двойку фактически нарисовала на лбу себе. Волчий билет. Куда теперь на работу-то возьмут? И хочется сказать: дети сейчас наглые, права свои знают, учителя для них как футбольный мячик. Пнешь — полетит.
Если бы не одно «но». Девочка с нарисованной двойкой на лбу — первоклашка! То есть это еще до тинейджерской наглости лет пять–шесть жесткого школьного тренинга! Первоклашки — это всегда желание стать первым учеником, это аккуратные тетрадочки, подписанные родителями (сами-то писать еще не умеют), это линейка и пенал с отточенными карандашами, это пышный букет на 1-е сентября для своей первой учительницы, которую по традиции так и хочется назвать «второй мамой». Девочка-первоклашка — это бантики и косички, а не злонамеренное доведение педагога до белого каления. Первоклашки — это мягкий пластилин, из которого любящие руки могут слепить золотого медалиста. Ну, или, во всяком случае, просто хорошего человека. Для будущей жизни еще неизвестно, что более ценно… А злые руки, рисующие на лбу двойку, руки «второй мамы», сжатые в яростные и бессильные одновременно кулачки, что способны вылепить они?
Процесс обучения — это двустороннее движение друг другу навстречу. Понятно, что не все любят детей, не все способны с ними установить контакт, не все умеют объяснить материал, не все, в конце концов, обладают главным качеством педагога — терпением. Но так кто вас, таких неприспособленных, зовет в учителя? Да еще к такой ранимой категории, к самым маленьким?
Дети обучаются очень быстро. И к средней школе уже обрастут броней, усвоят уроки «началки». Поймут: учителя и ученики — это не единое целое, а две группировки, ожесточенно воюющие друг против друга. В помощь к ученикам — родители. Администрация школы, которая, по идее, должна отстаивать учителей, — предатели, они сами за себя. В лучшем случае незлобные ученики будут проводить уроки, уткнувшись в смартфоны, и игнорировать учительское бормотание. В худшем — открыто доводить педагога.
Одна из самых страшных картин психологической поломки человека, виденных мною, — плачущий физрук, которого третировали семиклассники. Здоровый немолодой мужик, он не мог отстоять себя в этом царстве бандерлогов. На него навалились все сразу: школьники, бросающие в него мячиками, родители, отстаивающие «кровиночек», администрация, ругающая за то, что, дескать, не может найти подход… Физрук просто заплакал от бессилия на родительском собрании. А на выпускном вечере, когда те самые семиклассники выросли и уходили в большую жизнь, заплакал еще раз. Он пришел туда, седенький, в немодном костюме в коричневую полоску, и уже не дети, а вполне себе взрослые люди обнимались с ним на камеру смартфонов: как они ему благодарны, какой он классный мужик… Физрук заплакал, и вместе с ним родители и сами школяры. Все-таки он оказался хорошим педагогом. И победителем в той ситуации в итоге вышел именно он, «прогнувшийся».
А учительница, «победившая» девочку-первоклашку, безусловно, проиграла... В школьной жизни бывает разное. Но жестокость почти всегда порождает ответную жестокость.
Свежие комментарии