Говорят, что в Петербурге можно увидеть все! Я всегда думала, что это утверждение касается разных стилевых направлений в архитектуре, но что можно ТАК провалиться во времени я не ожидала...
Если быть точной, то мой рассказ касается не города, а Гатчинского района Ленобласти.
Вчера я ездила в гости к друзьям, купившим домик в деревне Остров, и проезжала совершенно удивительное место, которое неожиданно надолго затянуло меня в временную дыру!
Мне удалось вынырнуть оттуда только через несколько часов.
Над верхним окном дата постройки - 1864 год!
Сначала я все любопытно рассматривала из окон машины, но потом не выдержала и, оставив автомобиль у обочины, пошла рассматривать чудесные резные фасады старинных домов.
На некоторых из них я обнаружила такие даты, что не поверила глазам!
Да неужели?
Разве в нашем климате деревянные шедевры так долго живут?
Спросить было некого, потому что за все время своей прогулки по деревне Лампово я не встретила ни единого человека.
У меня было полное ощущение погружения в другую эпоху, и в какой-то момент я даже стала опасаться встретить призраков из петровских времен.
Конечно вернувшись домой, я первым делом села искать корни этого чуда
Есть в деревне и заколоченные дома
Давно не встречала ничего подобного!
Все строения на северном берегу Финского залива, где проходят мои маршруты, относятся в лучшем случае к началу XX века.
Целое подворье!
А тут дома на пару веков старше. Что же это за удивительное место?
Первое, что сразу согрело душу, это факт рождения в деревне Лампово няни Пушкина- Арины Родионовны Яковлевой!
Это конечно не Арина Родионовна)) Это певчая молельного дома Мария Ивановна 1902 года рождения
Первые упоминания о селении датируются аж началом XVII века, и конечно связаны с ингерманландцами.
Название Лампово возможно связано с финским словом "lampi"- лесное озерцо, а может быть и с русским словом "ламповка"- след копыта коня, наполненный водой.
И похожий под это описание пруд в деревне есть!
Активное развитие деревни началось веком позже в петровские времена благодаря политике Петра I.
Ведь Император был одержим идеей не только строительства города, он мечтал о море и создании флота. И ему нужны были для строительства кораблей хорошие плотники. А где их взять?
Старинное фото сделано в Лампово. Здесь в XIX веке появилось даже фотоателье!
Конечно на Севере! Плотники из Поморья, преимущественно из Архангельской губернии, переселялись поближе к граду Петра. Это они принесли сюда с собой уютные привычки резных фасадов домов и конечно свою старую веру.
Да, друзья! Деревня Лампово более трехсот лет хранит традиции старообрядчества, и община староверов живет здесь по своим законам, достаточно обособленно.
Старообрядческая община Лампово начала прошлого века
Впрочем эта обособленность не в силу ограничений веры, а исключительно из-за опасений утратить старые традиции и боязни профанации истории.
Ведь есть некоторые сведения в той же Википедии, которые не имеют достаточных оснований, но об этом позже.
Большинство домов в Лампово были зажиточными. Помимо плотницких специальностей, сельчане занимались извозом , а это было выгодно во все времена.
К 1867-1878 годам большинство дворов было выкуплено временнообязанными крестьянами.
К этому времени в деревне было более 100 дворов, община насчитывала 413 человек.
В деревне уже тогда была часовня с медными образами, как заведено в старообрядческих церквях. Правда часовню неоднократно разграбляли , ведь за 300 лет она пережила немало.
Никольский храм
К концу XIX века в деревне построили Никольский храм, который существует и поныне.
Удивительно то, что в какой-то момент стареющая община ожила за счет появления молодых прихожан, которых позвал сюда голос крови.
Сейчас у общины молодой председатель Денис Ермолин
Председатель общины Денис Ермолин
Ему еще нет и сорока. Когда-то Денис приехал учиться в магистратуру филфака СПБГУ из республики Коми. Он вырос в Печоре, и всегда знал, что его предки были староверами.
Денис работает ученым секретарем в Кунсткамере, но все лето и выходные проводит с семьей в деревне Лампово.
Дом Геринга, в котором сейчас живет Денис с Семьей
Они живут в одном из исторических зданий XIX века в центре деревни- в доме стеклодува Адольфа Геринга, работавшего в прошлом веке на заводе в Дружной Горке!
Стеклодув Адольф Геринг жил в этом доме с семьей
Денис постепенно бережно приводит в порядок то, что было приобретено в плачевном состоянии.
В Лампово 54 здания имеют статус «Объект культурного наследия регионального значения», но на самом деле сохранилось из них не более 20 домов.
Ведь деревянные детали ветшают, нижние венцы подгнивают, а восстанавливать дома очень дорого.
Да и потом к сожалению, много домов погорело, ведь не всегда в Лампово жил культурный контингент жильцов, трепетно следующих сохранным обязательствам и понимающих истинное значение шедевров деревянного зодчества.
Многие дома переходили от поколения к поколению.
Но в конце XIX- начале ХХ веков молодежь уже не хотела жить в деревне. Продавая бабушкин дом, никто не задумывался о его дальнейшей судьбе. Поэтому многое оказалось безвозвратно утраченным.
Сейчас вместе с возрождением интереса к старой вере, растет заинтересованность в сохранении этой удивительной деревни.
Новые дома в деревне стараются строить, не нарушая традиций
Приход ожил. На праздники в церкви собирается по 50-60 человек из Лампово и окрестных деревень.
В мае в деревне проводятся ярмарки, где можно купить работы местных мастеров
Проповедует в церкви Денис, а в его отсутствие чернец Василий, крещеный 6 лет назад в старой вере и получивший благословение в Поморье от староверов на ведение церковных служб.
Чернец Василий
Он же реставрирует старинные книги и иконы. Василию около 30 лет. Он не собирается оставаться в деревне надолго- мечтает построить свой скит в Карелии и жить там отшельником.
В деревне есть еще несколько энтузиастов, которые занимаются изучением ее истории и передают накопленные знания молодежи.
В деревне собирают предметы старого быта, готовятся к открытию музея
Они собирают по крупицам предметы старого быта, планируя со временем открыть в Лампово музей.
И знаете, я верю, что у них появятся преемники! Перемены последних лет в обществе сделали из нас интровертов.
Такое ощущение, что развитие идет, образно говоря, не вширь, а вглубь. Я знаю очень многих молодых людей, которые мечтают жить обособленно, занимаясь разгадками тайн истории и летописью старины.
Люди словно чувствуют, что истинные духовные силы нужно искать в подсознании, обогащая его опытом прошлых поколений.
Старинное фото жителей Лампово
Никто не строит скиты без позыва своих прежних воплощений и связанных с ними духовных потребностей.
Я обещала рассказать вам еще о печальной странице в истории Лампово и возможной профанации.
А связана эта страница с годами оккупации 1941-1943 годов. В это время в деревне находился штаб Абвера. Вот в этом доме.
В этом доме располагался в годы войны штаб Абвера
Хозяев выгнали , потом отправили в концлагерь.
На базе 18 армии Абвера из советских военнопленных из местных концлагерей был сформирован отряд коллаборационистов.
К Рождеству 1941 года в Лампово было уже 200 человек таких наместников…
Это черная тень предательства и по сей день лежит на репутации общины…
Но если задуматься, в это время местные мужчины были призваны в армию. В деревне были в основном женщины, да и их было мало. Большинство угнали в Германию, Литву.
Согласно статистике, в деревне к 1941 году было не более 200 дворов. Более того, обвинения ламповцев в предательстве основаны на книге некоего немецкого офицера Карова русского происхождения.
В этой книге он пишет,что вербовались военнопленные и местные жители с захваченных территорий.
Речка Ламповка
А это и Гатчина, и Сиверская и еще несколько окрестных деревень.
Лампово не повезло уже в том, что именно там разместили школу немецких разведчиков...
Местные старики массовый коллаборационизм отрицают- сроки после войны получили только местная переводчица, которую заставили работать в штабе, да пара девушек, ходивших на танцы с немцами. А в истории теперь этот эпизод выглядит массовым предательством.
Ныне потомки ламповцев пытаются реабилитировать имена своих родственников, участников войны. Собраны списки воевавших сельчан, но пока этого недостаточно.
Списки участников войны занимают ни одну страницу...
Я не могу никак комментировать этот эпизод. Сейчас многие ламповские документы военных лет утрачены.
История пересматривается, но это могут объективно делать только люди с холодным умом, в сердце которых не осталось обид и боли утраты близких.
Готовы ли жители города, пережившего ужасы блокады и оккупации пригородов, прощать потенциальных виновных?
Я не знаю однозначного ответа на этот вопрос.
Ведь самым страшным в годы войны было получить не похоронку, а известие о «пропавшем без вести».
Мне очень жаль, что такая страница была в истории этой маленькой деревни, где чтут традиции предков и берегут то, что не сумело разрушить беспощадное время.
источник
Свежие комментарии