Иллюстрация: msk1.ru
К умершим надо иметь уважение. По-моему, это неоспоримо. Хотя в некоторых случаях можно просто промолчать. Плохо, когда тела ещё не преданы земле, а уже начинаются странные, некрасивые, а иногда и просто постыдные игрища.
Минули девятины со дня смерти выдающегося российского модельера Валентина Юдашкина, а со смерти классика — русского модельера Вячеслава Зайцева прошло и того больше. Поэтому я считаю, что уже можно написать о похоронах — это не сочтут «пляской на костях».
Шок и боль внезапной утраты прошла. Внезапной я называю её потому, что как бы человек ни болел, как бы все вокруг ни понимали, что ему недолго осталось, — смерть всегда внезапна. Будь умершему 85 лет или 59.Ушли из жизни два выдающихся Мастера — Учитель и Ученик! Человек, который прорубил окно из России в мир мировой высокой моды, и человек, поставивший эту русскую моду в один ряд с мировыми модными домами. Заслуги этих художников перед Россией бесспорны, и Россия благодарна им за их потрясающее творчество. Думаю, что их место на троне долго останется пустым, несмотря на то что и один и другой воспитали немало интереснейших учеников. Это не монархия, где королём становятся не по заслугам. Как там писал Жванецкий: «Одно неосторожное движение — и ты отец»…
И Зайцев, и Юдашкин принадлежат к той плеяде мировых мастеров, имя которых вызывает, простите за пафос, священный трепет. Увы, ничто не вечно под Луной, и как ушли Шанель и Версаче, Сен-Лоран и Диор, Валенсиага и Живанши и многие другие мэтры моды, так и покинули этот мир Зайцев и Юдашкин. Но вы все и без меня знаете, что потеряло российское искусство со смертью этих художников, и мы все вместе скорбим о потере.
К сожалению, находятся те, кто умудряются, пользуясь близостью к покойным при их жизни, сыграть свою игру, напомнить о себе.
Меня покоробило отношение к похоронам Вячеслава Зайцева. Я понимаю, что сын решал, где должно покоиться тело его отца. Но, с другой стороны, Вячеслав Зайцев — это национальное достояние России. Уверен: десятки тысяч человек и сейчас, и впоследствии хотели бы отдать дань замечательному художнику. Вы простите меня за цинизм, но через несколько лет никто и не вспомнит, где похоронен Вячеслав Михайлович. Похоронить его подальше от людей только потому, что у какого-то сотрудника Зайцева другое мнение на этот счёт, сводить над неостывшим трупом отца личные (по большей части финансовые) счёты — это гадко, подло, это недостойно порядочного человека.
Собственно говоря, именно место захоронения явилось непреодолимым препятствием для десятков российских «звёзд» шоу бизнеса. На похороны пришли дамы с модельным прошлым, художники-модельеры, стилисты, парикмахеры, фотографы, визажисты — все, кому Зайцев дал дорогу в мир моды. Вячеслав Зайцев много лет создавал костюмы для всяких медийных персон. Соглашусь, что многие из них в силу возраста отошли в мир иной. Но многие посчитали, что лучше побывать на Троекуровском кладбище, где будет весь бомонд, чем тащиться в сельскую глубинку. Вот один из немногочисленных отчётов о похоронах:
«Сегодня Вячеслава Зайцева похоронят на кладбище в подмосковном Щёлково. В местном храме закончилось отпевание модельера. Присутствующие с сожалением отметили, что проститься с Зайцевым из знаменитостей пришли только Надежда Бабкина и Сергей Зверев. После отпевания в щёлковском храме гроб с телом модельера Вячеслава Зайцева доставили на Жегаловское кладбище. Бывшие на отпевании и прощании Сергей Зверев, Татьяна Михалкова и другие известные личности на похороны не поехали. Здесь были замечены Бедрос Киркоров и Надежда Бабкина. Прибыла и вся семья Зайцева — сын Егор, с женой Екатериной и отдельно внучка Маруся».
Можно было бы воскликнуть: Sic transit gloria mundi («Так проходит мирская слава»). Но не мирская слава так проходит, а так проходит многими российскими «звёздами» линия невозврата. К порядочности, к культуре, к простым человеческим чувствам: благодарности, состраданию, памяти…
Но вот, похороны Юдашкина. Это другое. Поймите меня правильно — понятно, что у прекрасного художника и, как я понимаю, прекрасного человека Валентина Юдашкина было много друзей. Много людей, которые искренне соболезновали, искренне горевали, искренне сочувствовали семье Валентина Абрамовича. Но… Эти же люди говорили те же слова и за два дня до смерти Юдашкина, говорили в адрес другого великого российского кутюрье — Зайцева. Говорили… И проигнорировали его похороны. Почему? Далеко ехать? Узнали, что не будет массового сбора? Дорого дарить два раза цветы? Нельзя два дня подряд показываться в одном и том же траурном наряде?
Чем больше я думаю об этом, тем больше не понимаю логику их поведения. Хотя по большому счёту логика есть: и себя показать, и на других посмотреть. До похорон устроили «плач Ярославны», да такой, что можно было подумать — покойный с ними просто пил и ел из одной посуды. Но главное — это поход на кладбище, желание показать себя, свои наряды и свою бомондистость. Кто сказал, что чем больше букет, тем больше любовь к покойному? Но каждый бахвалился таким букетом так, что у самого даже сил не хватало его нести — с букетом шёл шофёр. Всех переплюнул художник Никас Сафронов, который принёс 364 розы. Такой загулявший «новый русский» — а кто даст букет больше моего? У тебя, как ты говоришь, друг умер — а ты букетом хвастаешь?
Я верю, что большинство всё же пришло просто попрощаться с другом, но всё же остаётся неприятный осадок. Пугачёва прилетела в Москву ещё тогда, когда она смогла бы попрощаться и с Вячеславом Зайцевым. Но не удостоила. Видимо, посчитала, что публики мало и это всё-таки не весь столичный бомонд. Даже Александр Васильев из далёкого Парижа удивился:
«А Аллы Пугачёвой разве нет? Она специально ради этого ехала в Москву! Наверное, не захотела излишнего внимания. Вероятно, на кладбище приедет».
Сам-то он и не подумал приехать — дружба дружбой, а билет на самолёт нынче дорог.
Но, конечно, самым шокирующим для многих явилось действие господина Пескова. То, что он приедет на похороны, сомнений не вызывало — это же не похороны убитого украинскими террористами военного корреспондента или молодой писательницы-антифашистки. Тут дела государственной важности — ручку поцеловать даме, которая бросила Родину в трудную минуту, которая лелеет и не осуждает своего мужа, поносящего Россию.
«Как вы? Я очень рад вас видеть» — да он вообще рад видеть всех, кто плюнул на Россию.
Так нечего потом удивляться, что все эти пуга-галкины, слепаковы, гребенщиковы, хаматовы и прочие — все они уверены, что скоро вернутся в Россию и продолжат собирать деньги со всепрощающего российского зрителя. С такой-то крышей!
Вы думаете, я преувеличиваю? Посмотрите, сколько и что написано о похоронах Юдашкина. Вы маму его там видели? Жену, дочь? Пугачёва в анфас, Пугачёва в профиль, Пугачёва выходит из машины, Пугачёва садится в машину, Пугачёва с Песковым, Пугачёва без Пескова.
Это как на неких поминках, когда после очередной рюмки забывают, по какому поводу собрались, и начинают петь заздравные песни.
Впрочем, Бог им судья!
Хотя нет на них Бога — одно пустое человеческое тщеславие.
Свежие комментарии