Театральный и музыкальный критик Татьяна Кретова раскрыла неприглядную правду о современной культуре в России. По её словам, она очень напоминает уродливый костюм, сшитый кое-как. Где рукава в одном месте, штанины в другом, а воротник где-то на животе. И если отпороть или пришить к нему пуговицу, то от этого ничего не изменится.
..Российские депутаты внесли на рассмотрение законопроект о развитии креативных (творческих) индустрий, который поможет тем, кто считает себя творческим человеком, жить и зарабатывать в России. По словам одного из разработчиков этого закона депутата Госдумы Дениса Кравченко, этот законопроект призван задать вектор развития российской экономики на ближайшие годы.
Креативная экономика в мире активно растёт, и мы считаем, что нам нельзя здесь отставать. По данным аналитиков и экспертов, креативная индустрия в общем ВВП ведущих экономик мира сегодня достигает 6-7%, кое-где даже 9%. В нашей стране этот объём существенно ниже — по оценкам разных экспертов, около 2-2,2% общего ВВП. Мы считаем, что это не очень правильно и эту ситуацию нужно изменить в корне,
— сказал он.
Политик подчеркнул, что данный законопроект "носит абсолютно рамочный характер". То есть депутаты просто определяют сферу деятельности и задают развитие креативных (творческих) инициатив. Он пояснил, что на фоне большого оттока творческих людей за границу принятие этого закона могло бы стать для них сигналом, что "у нас теперь всё цивилизованно, возвращайтесь".
Идея вернуть "убегайцев" на Родину вызывает вопрос: а для чего всё это? Особенно на фоне некоторых скандалов. Так, неожиданно выяснилось, что художественный руководитель Красноярского театра юного зрителя Роман Феодори не просто сбежал в Израиль, а полтора года жил там, получал зарплату в России и руководил театром дистанционно. Кроме того, успевал ещё ставить антироссийские пьесы под вымышленным именем. Вот, к примеру, в Тель-Авиве состоялась постановка по пьесе Артура Соломонова "Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича". Произведение, которое, однако, посвящено вовсе не Сталину, как заявлено в названии, а нынешней политической власти в России.
Знают ли об этом в Минкульте и что делать с такими "креативщиками"? Этот и другие вопросы ведущая "Первого русского" Елена Афонина обсудила с театральным и музыкальным критиком, руководителем литературной части Нового театра под руководством Эдуарда Боякова — Екатериной Кретовой в эфире программы "Мы в курсе".
Кто "спалил" худрука?
Елена Афонина: Екатерина Георгиевна, давайте с вами обсудим идею о том, что "пусть вернутся те творческие, которые убежали, у нас будет всё цивилизованно", и вот эту странную ситуацию в Красноярском ТЮЗе. Как выяснилось, его худрук не просто сбежал в Израиль, но и жил там полтора года, получая при этом зарплату. Кто "спалил" худрука и как раньше развивались события?
— Ситуация с Романом Феодори, режиссёром, художественным руководителем красноярского Театра юного зрителя, очень показательна для нашей культуры. Представим костюм, в котором пришит рукав, на нём — штанины, а воротник где-то в районе живота и ещё какая-то пуговица в форме кукиша. И кто-то, обнаружив эту пуговицу, считает, что надо её срочно удалить, отстричь и изолировать. Примерно в таком положении оказался и Роман Феодори.
Он действительно поставил спектакль в Тель-Авиве, продолжая руководить государственным ТЮЗом в Красноярске. Почему? Очень просто. Потому что он — пуговица на том самом костюме. А этот костюм — наша театральная реальность — не допускает других вариантов.
Наш театр, наша культура продолжает жить в той парадигме, которая вполне допускает отсутствие худруков в своей стране, постановки в другой стране и абсолютно свободные высказывания достаточно однозначного порядка по поводу политической ситуации в России. То, что произошло 24 февраля 2022 года, только дало повод этим людям для русофобских высказываний, антироссийских настроений, которые они демонстрировали и всячески позиционировали. Которые потом трусливо убирали, стирали из социальных сетей. Это единственное, что для них поменялось. Всё остальное осталось прежним. Можно работать в государственном театре, получать там зарплату и быть худруком, можно получать премии…
На последней "Золотой маске" Роман Феодори получил премию за спектакль в Пермском театре у Бориса Мильграма. Тоже очень известного и совершенно понятного в своих настроениях и позициях худрука… Так, если он получил "Золотую маску" за свой спектакль, то почему бы ему не поехать в Израиль и не поставить там спектакль?
Самое смешное то, как эта информация вообще выплыла. Его коллега — небезызвестный и всеми любимый "вещатель" Анатолий Белый в разговоре с хедлайнером российской журналистики в изгнании Ксенией Лариной впроброс произнёс: "Ах, какой Роман поставил спектакль в Тель-Авиве!". После этого возбудилась общественность, появился запрос со стороны депутата заксобрания… Но уже неважно. Важно, что именно в разговоре двух апологетов жизни за бугром — у Лариной и у Белого — появилась эта информация. Что они, таким образом, вульгарно выражаясь, "заложили" своего единомышленника и коллегу… И очень жаль, что сегодня с нами нет Михаила Зощенко. Это замечательный сюжет для сатирика.
Минкульт не в курсе?
— Екатерина Георгиеввна, на официальном сайте театра этот режиссёр указан как худрук. А когда его были вынуждены уволить, это сделали с формулировкой "по семейным обстоятельствам". И на сайте было опубликовано сообщение в духе "прости, что так вышло, любимый наш худрук"... А что, местное Минкультуры не понимало, что худрука нет уже в России? Что он в Израиле спектакли ставит?
— Вся наша система культуры, в том числе театральной, представляет собой тот уродливый, извращённо сшитый карнавальный костюм. Так вот, система осталась той же. Можно уволить Феодори, но всё равно всё останется на своих местах.
Если вы посмотрите на сайт ГИТИСа, то там до сих пор существует мастерская Юрия Бутусова, режиссёра театра, сбежавшего в Европу, потому что "не может в России оставаться человеком". Притом что это государственный вуз, которым руководит государственный человек — Георгий Заславский. Он не только ректор ГИТИСа, он осуществляет определённые функции в Общественной палате.
Интервью с Бутусовым с осуждением СВО можно найти в открытых источниках. И этот человек — мастер курса в ГИТИСе! Тогда о каком министерстве в Красноярском крае мы говорим? Когда у нас это происходит в Москве, на уровне государственного федерального вуза…
Нужна своя культурная политика
— Финальный вопрос, Екатерина Георгиевна. Я понимаю, что можно по этому поводу писать диссертацию, но тем не менее. Что у нас происходит с "Золотой маской"? Мы понимаем, что весь этот разврат, который добрался в том числе и до провинции, где читают запрещённые пьесы, пропагандировала как раз "Золотая маска". Есть там какие-то изменения или нет?
— Есть изменения в сфере деструкции. Дирекция "Золотой маски" покинула территорию фестиваля. Однако она оставила в качестве "наследства" тех номинантов, которых выбрало экспертное сообщество за прошлый год. Что будет дальше? Можно предположить, что будет создано что-то новое. Но что это будет за концепция, кто будут эти люди — на этот счёт у меня нет особой эйфории. Сломать старое можно, а построить новое очень трудно. Для этого нужна идеология.
Нам нужна идеологическая позиция в сфере культуры, нужна культурная политика. Но на сегодняшний день я такой культурной политики не вижу. Я не вижу тех институций, которые могли бы предложить её и разработать. Я вижу существование в старой парадигме. Наш мейнстрим, каким он был, таким и остался, как поётся в известной песне. И прогнозировать, как повернётся ситуация с национальной премией "Золотая маска", я не могу.
Свежие комментарии