Угроза блокады со стороны Запада нависает не только над окруженным недружественными соседями Калининградом. Есть у России и более отдалённый эксклав, находящийся вне нашего прямого доступа, - поселения на архипелаге Шпицберген.
Территория эта имеет достаточно специфический правовой статус. До начала ХХ века острова вообще считались terra nullius, т.
е. буквально ничейными. Никакое государство не имело над ними суверенитета. Несмотря на номинальные претензии разных стран, Шпицберген фактически никем не управлялся. Более того, признавалось равенство всех стран в эксплуатации природных богатств.Это было особенно важно, учитывая что, несмотря на то, что большую часть пространства островов занимают массивные ледники, под землей притаилось около 10 млрд тонн каменного угля. Добычей которого как раз и занимались американские, европейские и русские угольные компании. Мощностей по удержанию контроля над столь сложной территорией на тот момент не было ни у кого. Да и угля, в принципе, хватало на всех.
Процесс институционализации Шпицбергена (под предлогом предоставления гарантий прав угледобытчикам со всего мира) инициировала Норвегия. Несмотря на то, что её уникальные претензии на архипелаг были совершенно не очевидны. В связи с чем в 1920 году в Париже открылась международная конференция.
По итогу был принят так называемый Шпицбергенский трактат, который вместо одного юридического казуса создал новый. Так, с одной стороны Норвегия получила желаемое право суверенитета над Шпицбергеном. Однако и Россия (как единственная страна, поддерживающая заметное присутствие в регионе после Норвегии) сохранила за собой право неограниченной хозяйственной и экономической деятельности.
Разумеется, подобное беспрецедентное нахальство со стороны Норвегии, которая ни с чего получила право на данную территорию, было бы невозможным при сохранении Российской Империи. Однако факт какого-никакого учёта интересов нашей страны тоже имел место. Я думаю, не стоит напоминать, что происходило в России в 1920 году.
Исходя из условий соглашения, согласно которым наше нахождение на Шпицбергене обусловлено правом на эксплуатацию природных ресурсов, основой российского присутствия является трест "Арктикуголь". Ну а основными поселенцами - шахтеры, самое крупное место проживания которых находится в Баренцбурге.
Норвежцы, разумеется, хотели бы рассматривать Шпицберген как свою собственность. Поэтому годами упорно выжимают нас с островов. Россия, в свою очередь, закономерно сопротивляется, сохраняя за собой не самые прибыльные (а иногда даже и убыточные) активы.
С момента распада СССР добыча угля упала примерно в 4 раза. Теперь же, без серьезных вложений и модернизации производства, расчитывать на существенную отдачу не приходится. Но и что-то сделать, учитывая яростное сопротивление норвежцев, крайне затруднительно. В 2022 году они заблокировали даже поставки продовольствия для наших шахтеров. Чего уж говорить обо всем остальном.
Однако просто так сдавать территорию тоже никто не будет. И дело тут не только в угле или иных полезных ископаемых. Под надуманным предлогом "противодействия милитаризации Арктики со стороны России" НАТО усиливает собственное военное присутствие, открыто называя себя "арктическим альянсом". По этой же причине происходит и фактическое игнорирование России в Арктическом совете
Теперь же их целью является Шпицберген, без включения в цепь опорных пунктов НАТО которого, картина будет неполной. Географическое положение архипелага позволяет контролировать судоходство и авиасообщение в Северном Ледовитом океане. Кстати, СССР в своё время неоднократно ставил вопрос о размещении там своих военных баз. К сожалению, безуспешно.
Тем временем Запад постепенно рвет всё ниточки с Россией. Так, нас лишили доступа к Всемирному семенохранилищу на Шпицбергене (Svalbard International Seed Vault). Объект был открыт в 2008 году с целью сохранения множества различных семян растений, которые могут быть использованы для производства пищи, в случае неких глобальных катаклизмов. Мы туда в своё время тоже направили свои образцы. Теперь вот и этот западный "банк" заморозил наши активы.
Плюс большой ошибкой в своё время было пойти с Норвегией на мировую по затяжному территориальному спору в Баренцевом море в 2010 году. По итогу которого Норвегия де-юре получила полный контроль над 200-мильной зоной вокруг Шпицбергена. Кстати, по иронии судьбы норвежским премьером на тот момент был нынешний глава НАТО Йенс Столтенберг.
Итак, что же нам теперь делать. Ну, во-первых, важность данных территорий осознают на самом высоком уровне. Летом 2022 года была принята новая морская доктрина России, в которой Шпицбергену была отведена немаловажная роль. Так что вывод тут один - мы должны кратно нарастить своё военное присутствие вокруг архипелага. В противном случае нас постепенно будут оттуда вытеснять.
Ведь как только Россия уйдёт со Шпицбергена, Норвегия моментально денонсирует договор 1920 года, согласно которому запрещено создание морских баз или укреплений на территории архипелага для военных целей. И на островах тут же появится базы НАТО, что колоссально повысит нагрузку на русский Северный флот.
Во-вторых, можно разыгрывать их собственные карты - т.е. раскачивать экологическую повестку. Дело в том, полярный архипелаг стремительно нагревается - в 13 раз быстрее, чем вся планета. Плюс 2,7°C каждое десятилетие. Вместо снегов, ледников и мерзлоты Шпицберген обрастает болотами.
Так вот, со стороны России в прошлом году было принято принципиальное решение о том, чтобы на архипелаг зашли представители движения "Чистая Арктика". Это неплохо сочетается со стратегией ухода от исключительно угольной парадигмы нашего присутствия на островах. Плюс, попробуй выгнать - неужели вы против уборки в Арктике?
Ну и, наконец, последнее. В прошлом году поступала информация о том, что на Шпицберген планирует зайти... Турция. Да, звучит странно, но Анкара собирается войти в число держав, работающих на архипелаге, с прицелом на дальнейшее участие в арктических раскладах.
Так вот тут, конечно, всё будет зависеть от внутриполитической ситуации в самой Турции. Однако на краткосрочную перспективу подобный расклад (с целью балансировки норвежцев) вполне может быть нам на руку. А вот в долгосрочной стратегии они там могут начать мешаться уже нам самим. Поэтому России крайне важно иметь комплексную стратегию поведения в регионе. И всеми силами удерживать за собой этот важный кусочек Арктики.
Константин Двинский
Свежие комментарии