Бдительные граждане предложили запретить в музее демонстрацию обнаженных фигур.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сообщил, что поступила официальная жалоба на обнаженную натуру, которая демонстрируется в петербургском музее:
«Одна гражданка написала большое письмо в администрацию города о том, что ее очень беспокоит в целом моральный уровень, воспитание, уровень цивилизации страны — и в частности, что детям приходится видеть в Эрмитаже обнаженные, причем в основном мужские фигуры, а также обнимающиеся фигуры, — пояснил Пиотровский. — И она считает, что это плохо, и хорошо бы это собрать в одну комнату и написать на ней «18+».
«Я думаю, все это частично связано с двумя вещами, — поделился своими размышлениями Пиотровский. — Первое: Комитет по культуре Государственной думы давно борется с идиотской маркировкой, по которой большая часть классической литературы оказывается «18+» и так далее. Эта маркировка очень многое испортила и создала возможность для манипуляций. Второе — очень важная вещь, мы много об этом говорим: музей — особая территория, в музее можно показывать то, что нельзя на улице. На улице нельзя ходить голым, ставить обнаженные скульптуры близко от школы — наверное, действительно не стоит. А в музее есть другие правила, эти правила определяются искусством …».
Никто не предлагал запретить обнаженные фигуры в музеях даже в строгие, пуританские советские времена!
Потому что люди знали и понимали, что истинное искусство имеет самые разнообразные формы, оно выдержало испытание временем и неприкосновенно. И кощунственно приравнивать, к примеру, картины Рембрандта к неприличным картинкам.
История с Эрмитажем напомнила другой случай: несколько лет назад депутат Государственной думы от ЛДПР Роман Худяков узрел на сторублевой купюре, где изображен фасад Большого театра, маленького, но о, ужас! — голого Аполлона. И законодатель на полном серьезе просил тогдашнюю главу Банка России Эльвиру Набиулллину изменить дизайн на деньгах или разместить на них метку «18+».
Над этой «инициативой» посмеялись и забыли. Но не все. Сегодня мы видим продолжение.
Иронически прокомментировал происходящее политолог Евгений Сатановский: «Все эти Фидии, Праксители, Лисиппы, Микеланджело, Челлини, Рафаэли, Рубенсы и Тицианы одним миром мазаны. Порядочному гражданину некуда дитя в воскресный день сводить. То бабы голые: рисованные, каменные, металлические или из глины и фарфора, то мужики такие же. Не музей, а секс-шоп какой-то. А дети же вопросы задают — поди на них ответь!»
Впрочем, вопрос это серьезный, считает искусствовед Айдан Салахова. Она полагает, что происходящее связано с «упадком общего культурного уровня и образования в стране». По ее мнению, в таком случае придется закрыть Пушкинский музей и Третьяковку, а художественным академиям — перестать рисовать обнаженную натуру.
Но снова вернемся в недалекое прошлое. Тогда не дремали не только представители власти, но и рядовые граждане. К примеру, в 2016 году на выставке «Микеланджело. Сотворение мира», одна из посетительниц вознегодовала, увидев скульптуру нагого Давида. Помнится, выдвигалась даже идея напялить на «бесстыдника» брюки или хотя бы шорты. Но обошлось. И на голую Данаю на картине Рембрандта не надели ночную рубашку, и «Вакханалию» Рубенса не занавесили...
Как раз в то время в Роскомнадзоре взялись за разработку «методических рекомендаций по экспонированию произведений искусства с учетом возрастной маркировки». В упомянутом ведомстве собирались подготовить рекомендации «по обеспечению информационной безопасности детей и подростков в сфере современного искусства». И издать объемную монографию «Осторожно! Искусство!»
Особенно впечатляло сочетание понятий «информационная безопасность» и «современное искусство». Это все равно, что бомбе и гранате приделать кисть художника и резец ваятеля.
Узнав об инициативе Роскомнадзора, президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова возмутилась. Известный искусствовед сочла безумием запрещение показывать детям обнаженную натуру. Она сказала, что ни в одной стране не видела залов, где на экспонатах были бы проставлены маркировки.
Вспоминается случай, когда в омской библиотеке двум школьницам отказались выдать роман Теодора Драйзера «Финансист» и повесть Бориса Васильева «Завтра была война». Сотрудники учреждения, получив разъяснения к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», отнесли книги к категории «18+». По их мнению, девочки до этих произведений еще не доросли – им было всего шестнадцать.
Помнится, народ пошумел, и история забылась. Однако, прецедент был создан. И, возможно, будет иметь продолжение. Возьмет некто важный, облаченный высокими полномочиями господин и скажет, что негоже школьникам читать «Воскресение» Льва Толстого, поскольку в романе сомнительная героиня — проститутка.
И «Преступление и наказание» Достоевского — вещица опасная. Вдруг юного читателя с неокрепшей психикой потянет «замочить» соседку по дому. А прочитав «Грозу» Островского ребенок вполне может, как и героиня пьесы, нырнуть в Волгу вслед за несчастной Катериной.
И так далее, и тому подобное. В общем, поборникам нравственности есть, где развернуться. Музеев у нас множество, как и библиотек. И везде можно отыскать что-то сомнительное, чтобы запретить.
Однако, никто внимания не обращает на то, что каждый день по телевидению показывают фильмы и сериалы с любовными и постельными сценами. И детишки их с интересом смотрят, не замечая маркировку «18+». А если родители отгонят своих чад от экрана, то они с легкостью найдут приглянувшуюся им картину в интернете и тайком от пап и мам наглядятся всласть на забавы героев.
На неустойчивую детскую психику могут подействовать так же фильмы по ТВ, где герои лакомятся наркотиками, пьют и напиваются до бесчувствия. И картины криминального характера с кровавыми сценами драк, убийств, пыток, издевательств, которые постоянно показывают по телевидению, тоже, мягко говоря, не содействуют правильному воспитанию.
Новости на многих телеканалах начинаются с взрывов, катастроф, стихийных и прочих бедствий. Если в России ничего «такого» не произошло, телевизионщики предлагают нам зарубежные беды и несчастья. Телезрители — и среди них не только взрослые, но и дети — просто обречены в подробностях постоянно созерцать шокирующие кровавые сцены. И это тоже действует на не окрепшую психику. А нам твердят, что правильному воспитанию детей мешают скульптуры Микеланджело и картины Рубенса!
Стоит добавить, что по телевидению беспрестанно демонстрируется реклама предметов женской гигиены и презервативов. Показывают представителей нетрадиционной сексуальной ориентации, а небезызвестная телеведущая с радостной улыбкой берет интервью у маньяка с большим стажем. Недавно телезрителей порадовали сериалом про Чикатило, в котором это чудовище восемь серий разными способами кромсало людей.
В общем, следует констатировать, что пропаганда нравственности идет в обстановке демонстрации полной безнравственности. Но руку с сигаретой, как и раньше, затуманивают. Как будто ребенок никогда не видел табачных изделий — ни у папы, ни у соседа, ни у прохожего. Словом, все это — ханжество и лицемерие. А скорее всего — неуемная глупость.
Уместно процитировать великого знатока человеческих душ и ироника Михаила Салтыкова-Щедрина: «Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы (в идиоте злость или доброта — совершенно безразличные качества), а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит исключительно им одним…»
Теперь многое проясняется. Тем более, сейчас, когда у некоторых граждан наблюдается весеннее обострение.
Не зря председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев предложил жалобщиков на обнаженные скульптуры в Эрмитаже «сразу переправлять доктору-психиатру».
Свежие комментарии