В 90-е годы мне довелось поработать алтарником в одном из сельских храмов.
Когда принимали на работу, требовали сдать дисциплину «Закон Божий».
Там кроме классических догматов особую роль уделяли разнице католиков и православных.
Прошли годы, я отошел от церковной догматики и погрузился в науку.
Но тот опыт запечатлен навсегда.
Признаюсь, сильно верующим человеком я никогда не был, но Церковь всегда интересовала меня в культурологическом и философском аспектах. Все-таки ее влияние на современную цивилизацию было, едва ли, не решающим.
Церкви разделились в 1054 году, но по факту, их пути разошлись гораздо раньше. Западная подчинялась Папе Римскому, Восточная – византийскому патриарху.
Отличия православия от католицизма
На самом деле, католицизм и православие отличаются не так уж сильно. Оба вида христианства признают таинства друг друга (то есть православные «засчитывают» католику его крещение, и наоборот). Можно принимать причастие друг у друга (в случае, если поблизости нет храмов своей конфессии).
Глобальных идейных отличий не так много. Вот ключевые:
Непорочное зачатие Девы Марии - в которое верят католики и не верят православные. То есть католики считают, что Богородица уже была освобождена от первородного греха за счет рождения Христа;
Разный взгляд на Троицу. У нас - три равных ипостаси единого Бога, у католиков - Дух Святой исходит и от Бога Отца и от Сына и как бы занимает «подчиненное» положение.
Чистилище. Католики считают, что все люди попадут в итоге в рай. Просто грешники пожарятся в аду, потом пройдут очистку от грехов в чистилище и их ждет рай. Православные твердо стоят на том, что грешники будут гореть в аду до конца.
Креститься двумя пальцами или тремя. Католики крестятся двумя пальцами, а три зажимают. Два пальца - символ двух сущностей Христа: человеческой и божественной. Три пальца - Троица. Разница непринципиальна - у православных те же символы, разница только лишь в том, что мы зажимаем два пальца а складываем три.
Статус Папы Римского и патриарха. Православный патриарх - лишь главный священнослужитель. Пара Римский имеет статус наместника Бога на земле. Обычный грешный человек не может обладать таким статусом, это слишком нагло, уверены в православии.
Ну и, наконец, шестое важное отличие: сидеть или стоять в храме?
Почему католики сидят, а православные стоят
Вопрос «сидения» и «стояния» не так уж просто, как кажется. В монастырях или на Рождество и Пасху, службы могут идти много часов подряд. И стоя процесс выдержит не каждый.
В раннем христианстве до VI века христиане Восточной церкви молились сидя. Не во всех церквях были скамейки, поэтому молящиеся часто сидели на полу.
Но в монастырях стал практиковаться более суровый формат, когда священнослужители и монахи всю службу проводили на ногах. Таким образом, они показывали пример и простым прихожанам. После этого формат «службы стоя» утвердили для всех православных верующих.
Сейчас скамейки в православных храмах есть. Но их мало и они поставлены с расчетом, на больных и пожилых. На сидящего здорового человека или ребенка большинство прихожан посмотрят косо. Скамейки, скорее, на случай исключения из правил. Даже пожилые стараются простоять всю службу на ногах и сесть только когда совсем невмоготу.
Православная Церковь считает, что нужно молиться стоя, потому что:
- Это символ того, что мы сами тянемся к Богу. А сидя мы как бы ждем, когда Бог сам спустится ради нас.
- Молиться стоя – это уже некий подвиг, отказ от удобства.
- Сидение и комфорт подобны чревоугодию. Когда вкусно и много ешь, хочется еще и выпить, потом и в блудные мысли потянет. Так и тут - сел и уже засыпаешь, тебе не до молитвы.
Католики считают, что нужно молиться сидя, потому что:
- В комфорте ты можешь полностью расслабиться и посвятить себя мыслям о Боге. Если же ты устанешь, будешь переминаться с ноги на ногу, тебе будет не до этого.
- Мы контактируем с Богом с помощью души и мозга. Главная функция тела – не мешать и не отвлекать нас.
Впрочем, во время чтения Евангелия католики все равно встают, отдавая дань уважения.
И католики и православные уделяют этому различию очень много внимания. Дескать, конкурирующая конфессия не права, не так понимает Бога и суть общения с Ним.
Честно говоря, история о разделении церквей меня всегда сильно печалила.
Объединенная Церковь могла бы дать куда больше пользы Европе.
Скорее всего, тогда бы устояла и Византия, а Запад помог бы нам в борьбе с татаро-монголами.
Хотя и нашим богатырям пришлось бы ходить в крестовые походы, что было трудозатратным и малоосмысленным мероприятием.
По мне, так эта разница несущественна.
Ну так ли важно, как человек молится - это же личное обращение к Богу. Значит он сам может выбирать форму, в какой это ему удобнее.
А если все формализовывать, облагать посредниками, то это не вера уже получается, а бюрократия.
А бюрократию вряд ли придумал Бог, это чисто человеческая фишка.
А вы как думаете, так ли важно стоять или сидеть в храме?
Свежие комментарии