По решению МОК для участия в будущих Олимпийских играх-2024 в Париже атлеты РФ и Беларуси должны пройти череду оскорбительных процедур.
Растоптаны все принципы и идеалы, утверждающие, что спорт должен быть вне политики.
Однако попрание олимпийских правил началось отнюдь не вчера.
Итак, чтобы встать под знамена с пятью олимпийскими кольцами, участникам двух сборных надо быть лояльными Западу и не поддерживать СВО.
Иные взгляды влекут запрет на участие в соревнованиях. Спортсмены, имеющие отношения к военным организациям, а это ЦСКА и «Динамо», также не допускаются до Игр.
Те же, кто соответствуют нынешним критериям МОК, будут выступать в качестве нейтральных атлетов, в белой или одноцветной форме, без национальных гербов, флагов, логотипов, с надписями Individual Neutral Athletes на английском и Athletes Individuels Neutres на французском языке. Вся экипировка должна быть проверена и утверждена.
Болеть за россиян и белорусов на трибунах запрещено. Приносить на соревнования флаги и другую символику тоже нельзя.
Запрет касается и гимнов обеих стран.
Что это как не глумление над здравым смыслом?
Но это, пожалуй, слабое утверждение.
Представителей двух стран ставят в положение отверженных, изгоев.
Можно повторять затертые слова о дискриминации российских и белорусских спортсменов, о нарушении Олимпийской хартии, согласно которой не допускается дискриминация ни «политического характера», ни из-за «наличия иного мнения», ни «по признаку национального происхождения».
Но что в этом толку, если сам президент МОК Томас Бах и другие спортивные чиновники прогнулись перед Западом. При этом они лицемерно заявляют, что не хотят смешивать спорт и политику. Да, они готовы допустить к Играм россиян и белорусов, но только, если они пройдут сквозь череду унижений. Видимо, в расчете на их отказ.
Впрочем, хватит возмущаться – в этом нет никакого толку. Надо решать, что делать дальше и стоит ли оставаться в олимпийской «семье», давно уже превратившей Игры в злобный балаган, площадку для сведения политических и иных счетов.
Теперь обратимся к истории, пристально посмотрим на портрет седовласого человека с пышными усами – известного французского общественного деятеля, второго президента Международного олимпийского комитета барона Пьера де Кубертена. Его часто приводят в пример, утверждают, что это он заложил основы олимпизма, при нем якобы в спорте царили чистота нравов, порядок и справедливость. Кстати, лозунг «О спорт, ты мир!» придуман тем же де Кубертеном.
Действительно, де Кубертен много сделал для развития спортивного движения, расцветил Игры новыми красками, ввел новые дисциплины. Но с течением времени на портрете барона, как и героя романа Оскара Уайльда Дориана Грея, стали проступать резкие, неприятные черты…
Факт, что де Кубертен был большим поклонником Гитлера. Он охарактеризовал его как «одного из лучших творческих духов нашей эпохи» и ратовал за проведение в Третьем рейхе в 1936 году двух Олимпиад – зимней и летней. Это притом что отвратительные национализм и шовинизм уже проникли тогда во все сферы жизни страны, в том числе в спорт.
Однако западные политики не обращали внимания на активные протесты представителей других стран против действий нацистов и фактически встали на их сторону. В частности, в официальном бюллетене Национального олимпийского комитета США было сказано, что «американские атлеты не должны вовлекаться в нынешнюю еврейско-нацистскую перебранку». И это не удивительно – там заправлял еще один поклонник фюрера, будущий президент МОК Эйвери Брендедж.
В воздухе витала идея перенести летние Игры из Германии в другую страну, но ее не удалось претворить в жизнь. Правда, в Барселоне была проведена альтернативная Народная Олимпиада, в которой участвовали спортсмены 22-х стран, в том числе из СССР.
Нацисты сделали вид, что учли критику и вняли призывам мировой общественности прекратить начинающийся террор. С берлинских улиц исчезли нищие, проститутки, были убраны, – но только на время Олимпиады, – антисемитские лозунги и таблички. Концлагеря, впрочем, исправно пополнялись и во время Игр…
На Олимпиаде царил дух фашизма. Повсюду висели полотнища со свастикой, спортсмены Германии приветствовали соперников нацистскими жестами, звучали марши Третьего рейха. В команде хозяев были только «чистые» немцы, представители прочих наций отсутствовали. Разумеется, их просто исключили из соревнований.
Американский НОК снова «отличился», выступив с циничным заявлением, в котором говорилось: «Немцы не дискриминируют евреев в их олимпийских стараниях. Евреи исключены, потому что они недостаточно хорошие атлеты». Это была чистейшая ложь – среди них было достаточно сильных спортсменов.
Годом ранее в Берлин приехали футболисты сборной Англии, которых на переполненной Олимпийском стадионе в Берлине приветствовали нацистским салютом игроки Германии. На матче, который с разгромным счетом 6:3 выиграли гости, присутствовали нацистские руководители Геринг, Гесс, Геббельс.
Можно вспомнить, что никто не думал отказываться соревноваться с представителями нацистской Германии. Спортсмены со свастикой участвовали в континентальных турнирах по борьбе, баскетболу, бобслею, лыжам и другим видам спорта 1939 года. Это происходило еще до Второй мировой войны, но Германия к тому времени показала себя как зловещая страна-агрессор: оккупировала Австрию и захватила Чехословакию. Однако Третий рейх никто и не думал исключать из спортивных программ. А самого Гитлера еще раз номинировали на Нобелевскую премию мира!
Перед Олимпиадой де Кубертен посетил Берлин и выразил восхищение стараниями организаторов. Конечно, немцы показали старику лишь «глянец», утаив негатив, но он был «обманываться рад». Настолько, что хозяева Игр, не ожидавшие столь громких комплиментов, выдвинули кандидатуру барона на Нобелевскую премию мира.
Награду де Кубертен не получил (она была присуждена антифашисту Карлу фон Осецкому), а вот премию лично от Гитлера в 10 тысяч марок, похожую на взятку, с удовольствием положил в карман. И похвалил фюрера в своем выступлении на закрытии Игр.
После Второй мировой войны МОК признал, что совершил ошибку, позволив провести Игры-1936 в нацистской стране, и принес извинения всему миру. Де Кубертена к тому времени давно не было в живых. И каяться было некому.
Почему сегодня МОК делает отверженными целые страны и ставит унизительные преграды их представителям – людям, ни в чем предосудительном не замеченным, и к тому же далекими от политики? И здесь ответ прост – так хотят влиятельные люди на Западе, близкие к политике.
Политика еще не раз вторгалась в спорт. Это было, к примеру, в 1973 году, когда футбольная сборная СССР отказалась играть в Чили отборочный матч чемпионата мира. Советская федерация футбола выступила с заявлением, где были такие слова: «Как известно, в результате фашистского переворота и свержения законного правительства Народного единства в Чили царит обстановка кровавого террора и репрессий... Национальный стадион, на котором намечается проведение футбольного матча, превращен военной хунтой в концентрационный лагерь, арену пыток и казни патриотов чилийского народа…».
Эмиссары ФИФА побывали в Сантьяго, увидели своими глазами весь ужас происходящего, но, тем не менее, приняли – вот уж воистину театр абсурда! – гарантии хозяев, пообещавших проведение игры «в нормальных условиях». Однако из того же заявления советской федерации стало ясно, что наша сборная в Чили, где к власти пришел диктатор Пиночет, не поедет. Так и произошло, и команде было засчитало поражение.
Кто же оказался прав? Наши футболисты или соперники, мнение которых выразил игрок сборной Чили Карлос Касели: «Я был противником любого вида диктатуры – что справа, что слева. Но в тот момент я и мои товарищи по команде считали, что не стоит смешивать политику и футбол….».
По такой «логике», футболистам СССР надо было играть на обагренном кровью стадионе? Но почему встречу со стадиона-концлагеря нельзя было перенести в другую страну?
…В 1980-м от участия в XXII летних Олимпийских играх в Москве отказались сборные США, Канады, ФРГ и еще около 50-ти других государств. Причиной бойкота стал ввод советских войск в Афганистан, совершенный годом ранее. В ответ уже СССР и другие социалистические страны проигнорировали летние Игры-1984 в американском Лос-Анджелесе.
Это лишь только часть примеров, когда политика вторгалась в спорт. Сейчас это стало системой. Результаты атлетов уходят на второй план, на первый выдвигаются грязные игры политиков.
Что же касается России, то очевидно, нашу страну, давшую миру множество чемпионов и рекордсменов, просто выталкивают из большого спорта.
Что делать?
Пока неясно, как действовать, но, во всяком случае, не прогибаться и не уступать грубому нажиму.
И ни в коем случае не посылать на Олимпиаду в Париж команду без герба, флага и гимна.
Не пристало великой России так унижаться.
Спортсменов же, жизнь которых – соревнования, борьба за очки и рекорды, очень жаль. Их век короток и потому каждый год на счету. Может, следует подумать о каких-то альтернативных соревнованиях? Так было в 1984 году, когда атлеты мерились силами в международных Играх доброй воли «Дружба-84».
Их девизом был лозунг «Спорт – дружба – мир».
В соревнованиях по 28 видам спорта тогда приняли участие спортсмены более чем из 50 стран мира. Среди них были те, кто не участвовал в Олимпиаде в Лос-Анджелесе и те, кто там выступали. Были в их числе и британцы, и американцы.
Кстати, «Дружба-84» прошла с большим успехом. На Играх было установлено 48 мировых рекордов, а на Олимпиаде в США – только 11. Выходит, по составу «Дружба» была сильнее!
Свежие комментарии