Россия уникальная страна: 70% отцов брошенных детей отказываются от выплаты алиментов.
Но и оставшаяся часть мужчин не балует своих отпрысков, живущих с матерями: средний размер алиментов по стране составляет 1600 рублей, а в Москве – 4-6 тыс.
Чем же объясняется такое поведение мужчин?
На виртуальных кухнях (Рунете) публика который год костерит российскую власть, в частности некую партию «жуликов и воров» и их главарей.
Но жизнь в стране устроена так, что тут «виноваты все»: и те же «борцы с режимом» часто являются «жуликами и ворами».
Просто чиновник обирает недра и пространство вокруг Трубы, а простой российский мужик – жульничает и ворует в отношении своих брошенных детей.
Несложно догадаться, что если такой горе-папаша присосётся к Трубе, то он тут же станет по масштабам злодеяний не хуже его нынешних объектов критики.
«Никого не жалко» – как пел российский мужик Шнур – это есть главный устой России.
В начале 2011 года вице-спикер Госдумы Надежда Герасимова приводила цифры по этой трагедии России.
По официальной статистике Федеральной службы судебных приставов, в 2010 году на исполнении находилось почти 2 млн. исполнительных документов о взыскании алиментов.
Из 10,5 млн. человек, получающих пособие на детей до 16 лет, 7,5 млн. родителей уклонялись от уплаты алиментов – то есть примерно 70% отцов.
Но и те мужчины, что платят алименты, в реальности отдают своим детям сущие копейки.
Так, средний размер алиментов составляет менее 1,6 тысячи рублей в месяц. Т.е. получается, что средняя зарплата такого отца – около 6,5 тыс. рублей (при выплате 25% дохода на одного ребёнка).
Но госстатистика говорит, что средний работающий россиянин хоть и беден (зарплата около 18 тысяч рублей), но не до такой же степени!
У 13% семей выплаты по алиментам вообще ниже 300 рублей, у 25% – менее 500 рублей в месяц.
Соответствующее исследование на эту тему опубликовала в журнале «Социс», №7 за 2010 год Людмила Ржаницына, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики Российской академии наук.
Её рабочая группа подробно проанкетировала 1080 москвичек, расторгших брак и имеющих несовершеннолетних детей.
Сначала сухая статистика – в Москве ежегодно разводится около 45 тыс. семей, их них примерно 20 тыс. – семьи с детьми.
Главная причина развода сакраментальное «не сошлись характерами, разные взгляды и т.п.» – 33,4%.
Формулировка, ничего не говорящая. А вот дальше идут конкретные причины.
Так, на втором месте среди причин разводов – «пьянство, алкоголизм, употребление психотропных средств» – 13,5%.
На третьем – «измена» – 8%, на четвёртом – «другая семья» – 7%, на пятом – «безответственность по отношению к семье» – 6,5%.
Социодемографический портрет разведенных женщин в Москве таков. Свыше половины (53,7%) в возрасте от 25 до 35 лет. 35-39-летние женщины составили 19,2%. Примерно в равной степени представлены в выборке женщины моложе 25 лет (11%) и 40-44-летние (10,5%).
Большинство респонденток (51,6%) вступили в брак в 20-24 года. Средняя продолжительность расторгнутого брака 9,4 года. Менее 5 лет просуществовал брак у 24%, 15 лет и более у 20,1%. У подавляющего большинства (83,1%) опрошенных только один общий (с бывшим супругом) ребенок в возрасте до 18 лет. Двое детей у 15,3% респонденток, трое и более у 1,6%.
Способ получения алиментов. Очень любопытные и неожиданные результаты отражают начальную стадию процесса алиментных отношений у женщин, которые недавно развелись, и у них нет серьёзной практики в этой области. Весьма редки случаи заключения супругами нотариального соглашения о выплате алиментов (2,7%) или оставления мужем части собственности в счёт алиментов (1,5%).
С другой стороны, не может не вызывать беспокойства тот факт, что каждой пятой женщине с двумя и более детьми муж пообещал, что будет платить, сколько сможет. Определенную тревогу вызывает то, что женщины с двумя и более детьми заметно чаще (почти втрое) сталкиваются с ситуацией, когда муж категорически против алиментов, и им придётся обращаться в суд.
Характер решения вопроса об алиментах различается в зависимости от возраста женщин – чем старше женщина, тем реже она обращается в суд (до 25 лет -23,9%, после 45 лет – 10%). И, наоборот, возрастает доля тех, кто имеет неоформленную договоренность с мужем (до 25 лет – 23,9%, 35-39 лет – 37,3% и только после 40 лет – 19,6%). То есть, около трети мужчин в Москве всё же платят алименты, но эти выплаты идут «мимо статистики».
Средний размер алиментов, установленных в твёрдой сумме, будет составлять, по ответам женщин, 6,3 тыс. рублей, т.е. почти на 2 тысячи больше, чем при их оформлении по суду (ну и тут цифра вызывает некоторое удивление: 4,3 тыс. по суду означает, что средний мужчина в Москве имеет белую зарплату в размере всего 18 тысяч рублей, или даже меньше). Значительны надежды у женщин получать не по суду, а по договоренности («без оформления») – ожидаемая сумма алиментов в среднем 8 тыс. рублей.
Максимальна она, когда супруги заключили нотариальное соглашение – 23 тыс. рублей (тут тоже понятно, почему такая большая сумма – юридически оформлять отношения принято в социальных классах «выше среднего»). В варианте, когда муж «обещал, что будет платить, сколько сможет», женщины в среднем назвали сумму 4,8 тыс. рублей.
Кстати, самые низкие алименты в случае развода из-за «безответственности по отношению к семье» и «из-за пьянства», а самые высокие, – когда причина развода «другая семья».
Однако главное в обеспечении детей алиментами не их назначение, а реальное получение.
Среди москвичек алименты получала половина, тогда как в целом в стране их получают только треть детей.
Причём – это по заявлениям самих москвичек (включая неформальные выплаты).
Наверное, по России эта цифра также приближается к 50% – часть отцов время от времени подкидывает крохи своим детям.
Вышеприведённые цифры также показывают, что даже в Москве выплаты на ребёнка минимальные – 4-6 тысяч рублей в месяц. Эти суммы даже ниже скудного прожиточного минимума на ребёнка в Москве, который составляет 7411 рублей в месяц.
И ещё одно наблюдение – теперь уже о т.н. «социальной ответственности» бизнеса.
При «проклятом социализме» алименты автоматически отчисляли бухгалтерии предприятий, а с приходом либерализма в страну эту функцию отменили.
Что стоит сейчас бизнесу самому поднять вопрос перед властью о возвращении такой нормы?
Для бухгалтерий частных фирм такой расчёт будет стоить сущие копейки (несколько дополнительных трудочасов), а миллионы простых женщин скажут им большое спасибо.
Но нет, бизнес с маниакальным упорством будет ходатайствовать перед властями о рабочей неделе в 60 часов и сокращении времени отпусков.
Свежие комментарии