По мнению психологов, дружба – это союз равных. Во всех отношениях. У друзей должны быть не только общие интересы и схожее мировоззрение. Они еще должны обладать и примерно одинаковым материальным положением: ездить на одни и те же курорты, ходить в одни и те же магазины и рестораны, носить вещи примерно одной и той же стоимости.
Вот взять, например, двух гипотетических подруг. Дружат они с первого класса. Знают друг о друге все. Даже в институт поступили вместе. Но дальше судьбы их сложились по-разному. Одна удачно вышла замуж, супруг помог создать ей собственную компанию, которая вполне себе процветает, и жизнь ее хозяйки наполнена вечеринками, поездками на заграничные курорты и ужинами в дорогих ресторанах. Вторая просто вышла замуж, преподает в школе русский язык и литературу, и жизнь ее наполнена педсоветами, проверкой тетрадей и мыслями, как дотянуть до зарплаты.
Казалось бы, их пути должны разойтись, как в море корабли. Что может быть между ними общего? О чем им говорить? О мужьях? Ага. У одной супруг как раз остался без работы и проводит дни на диване, лениво просматривая объявления о вакансиях. А благоверный второй активно занимается ремонтом в новой пражской квартире. О детях? Точно! Одна присматривает для сына колледж в Англии, а вторая думает, как бы купить своему младшему новые ботинки. Об отпуске? Конечно. Одна пресытилась Европой и посматривает в сторону Африки, а вторая думает, как больше заготовок к зиме сделать.
О чем бы они ни говорили, мрачной тенью за спиной будут маячить деньги. Потому что разница в их материальном положении слишком уж велика.
При этом специалисты уверяют, что в такой ситуации богатая подруга страдает больше, чем бедная. Потому что она вынуждена испытывать постоянно чувство вины за свое благосостояние. О чем бы она ни говорила, ей все время кажется, что этим она только подчеркивает трудное финансовое положение подруги, и пропасть, разделяющая их, только растет. Так считают специалисты. В теории.
Но разве деньги играют главенствующую роль? Отнюдь. Играют роль лишь личные качества человека. И то, что было заложено в детстве. Какой есть – такой есть.
Противопоставление бедной и богатой подруги, когда первую гложет зависть, а вторая полна снобизма и высокомерия – это всего лишь стереотип. Как злая мачеха из сказок.
На практике ничего удивительного в такой дружбе нет. При условии, что речь идет о нормальных людях, не страдающих комплексами, предрассудками и стереотипами.
У меня тоже есть очень состоятельная подруга. Разница между нашими финансовыми доходами действительно огромна. Но в глобальных масштабах эта разница никогда не ощущалась. И нам интересно вместе. Мы любим одну и ту же музыку и ходим на одни и те же концерты. И даже поздней осенью предпочитаем открытые ветреные веранды с пледами прокуренным и шумным помещениям. Мы обсуждаем мужчин и что все сложнее становится помогать детям с домашними заданиями. Она жалуется на то, что заказчики уже второй месяц не могут отдать ей сто тридцать миллионов, а я в ответ рассказываю, что уже полгода не могу выбить из одной редакции гонорар в сто тридцать тысяч. И мы вместе смеемся над этой загогулиной жизни.
Если мы окажемся в слишком дорогом заведении, она кинет как бы между делом:
– Слушай, я вчера такой немыслимый контракт подписала, просто невероятная удача. Это дело надо отпраздновать, так что я угощаю.
Я, конечно же, откажусь. Но в следующий раз она предложит снова.
– Я собираюсь на недельку съездить в Италию. Покататься на лыжах, – говорит недавно она. – Может, сможешь выбраться со мной?
– Вряд ли, – отвечаю я, думая о том, что лежащие в кошельке 500 000 рублей надо каким-то образом растянуть на неделю, не забыв оплатить школьные обеды и интернет.
– Совсем недорого получится, – чуть краснея, говорит она. – Только перелет. Там у Сашиных друзей дом сейчас пустует, так что за жилье платить не придется.
– Нет, точно не смогу. Слишком много работы, – говорю я. Я не могу признаться, что сумма, в которую выльется поездка, для меня сейчас огромна. Она не поймет. Она меряет другими категориями. Но это не имеет никакого отношения к нашим отношениям. Простите за тавтологию.
Есть у меня и подруга, на фоне которой я слишком богата. Разница между нашими доходами не то чтобы огромна. Но она одна содержит мужа, находящегося в перманентном поиске работы, и двоих детей-подростков. И вообще ничего позволить себе не может. И нам интересно вместе. Мы любим одних и тех же авторов, и вместе ходим по букинистическим магазинам в поисках любимых книг. И даже солнечным зимним днем предпочитаем уютные посиделки с чашкой чая бодрящей прогулке в лесу. Мы обсуждаем открытие нового торгового центра и то, что дети растут слишком быстро, и мы оглянуться не успеем, как станем свекровями. И смеемся над этой загогулиной жизни.
Если мы окажемся в слишком дорогом заведении, я кину как бы между делом:
– Знаешь, здесь слишком большие десерты. Мне в жизни столько не съесть. Давай возьмем один на двоих.
Она, конечно же, откажется. Но в следующий раз я предложу снова.
– Я собираюсь съездить на выходные в Вильнюс. Надо сыну кое-чего купить, – говорю я ей на днях. – Может, сможешь выбраться со мной?
– Вряд ли, – говорит она и думает о том, как растянуть оставшиеся в кошельке деньги на неделю.
– Совсем недорого получится, – чуть краснея, говорю я. – Только дорога. Ночевать не будем.
– Нет, точно не смогу. Запланировала генеральную уборку, – говорит она. Но на самом деле она не может признаться, что и это для нее – немалые деньги. Думает, я не пойму. Но я бы поняла.
Все в этом мире относительно. Деньги не всегда меняют людей и отношения между ними. Это лишь очередной стереотип. А если и изменили, то что-то с этим человеком изначально было не так.
http://lady.tut.by/news/relationship/383528.html
Возможна ли дружба между бедной и богатой подругой или бедным и богатым другом? Что подсказывает ваш жизненный опыт?
Свежие комментарии