Катя - юная девушка, наивная и мечтательная. К тому же, девственница. Зачем ей помятый, потрепанный жизнью мужик сорока лет?
Эта мысль не давала мне покоя, когда я смотрела старый фильм «Афоня» 1975 года.
Впрочем, вся прелесть зрелого взгляда на произведения в том, что ты смотришь уже не только фильм. А можешь получить расширенную картину: читая сценарий или книгу, по которой он написан. Здесь уже проясняются многие мелкие и важные детали, и многое становится понятным...
У Кати все в первый раз
В сценарии прямо говорится - Катя девственница.
Она волнуется, находится в предвкушении чего-то волшебного. Да и танцы для нее впервые! Как такое могло случится? Все-таки, возраст первых знакомств в те времена начинался чуть пораньше, еще в старших классах школы. Большинство ребят и девчат гуляли на улицы с детсадовского возраста и до тех пор, пока не покидали общий дом. Под окнами собирались компании с гитарами, где и происходило общение. На улицах, в парках, в скверах с молодыми девушками знакомились. А Катю, похоже, этот праздник жизни обошел стороной.
Следовательно, Катя – девушка домашняя. Возможно, находящаяся под контролем авторитарной и гиперопекающей мамы. Она впервые вырвалась из-под колпака и многого ждет от мира. А свою нерастраченную нежность и мечтания об идеальном партнере она готова обратить на любой объект. Даже на такой помятый. Видно, что у Кати нет опыта не только сексуального, но социального. Иначе таких афонь она обходила бы стороной.
Катя оторвана от реальности
Интересно, что в сценарии Афоня представляется Кате Дормидонтом. Это явно комическое имя она принимает за чистую монету. По сути, Катя еще просто ребенок, которого обмануть не сложно - он сам обманываться рад. Она «дорисовывает» своего Дормидонта в воображении, как это делает школьница, слушая сказку про принца и принцессу. Только в данном случае Катя сказку не только случает, но и сама рассказывает. У себя в голове.
Но при всей наивности детскости персонаж не так прост. Ведь она не просто уделяет внимание объекту страсти, а буквально преследует его. По-своему провоцирует, выводит на близость. Возможно, Катя считает себя одновременно неопытной и засидевшейся. Ей очень хочется вручить кому-нибудь свое сердце. А может быть, и другие части тела. В те времена и 19-летняя вполне могла считать себя старой девой.

Почему Катя караулит Афоню-Дормидонта?
Все же я склонна думать, что настоящий Афоня-Дормидонт был моложе и привлекательнее актера. Все-таки Афоне по сценарию 34, а Куравлеву было почти 40 лет. Для молодой девочки 34 и 40 - это не просто разница, а пропасть. Так что я склонна думать, что если бы актер был моложе, пазл бы у нас сошелся. В глазах Кати Афоня - определенно принц, только не отмытый, которого нужно лишь чуть-чуть подтолкнуть к решительным действиям. И тогда все сложится. Что все? Наверное, отношения. Настоящие взрослые отношения.
Есть у меня и другая теория. В реальности на мужиков с такой большой разницей в возрасте девушки западают редко. И обычно это случается с теми, кто подсознательно ищет отцовской ласки. Они же, кстати, склонны впадать в зависимость от собственных проекций. А то, что демонстрирует Катя, очень похоже на любовную зависимость, нарушающую все приличия (для того времени, по крайней мере). Может, Катя еще и бессознательно ищет мужчину взрослого, почти отца?
Первый раз Кати Снегиревой
Подвыпивший Афоня-Дормидонт приходит к Кате домой. Девушка принимает в нарядных туфлях, угощает, включает проигрыватель… Девушка ведет себя как кокетливая дама, зачем-то нужна эта близость. Для того ли, чтобы ощутить себя женщиной, пройти некую инициацию, перейти в другое состояние... Или для того, чтобы выстроить иллюзию нормальности и отношений. Или чтобы испытать что-то волшебное…
Разница между фильмом и сценарием следующая. В фильме Афоня сразу предлагает «серьезные отношения», то есть обманывает девушку. В сценарии он ничего не предлагает. А, скорее, сдается на милость победительницы. Позволяет свершиться тому, что должно быть. Это очень серьезный нюанс. Да, Катя смущается. Но она и ждет от него решительных действий. Может потому и выбрала такого: опытного, разбитного?
Явление Катиной мамы
Кстати, в сценарии есть еще одна важная деталь, на которую в фильме не хватило то ли хронометража, то ли энтузиазма. Это появление Катиной мамы. Та, вернувшись из командировки, тут же все выяснила и навела справки о Дормидонте.
— Вот что, Борщов, — разговор этот у нас с глазу на глаз. Мы с тобой вроде люди взрослые, Катюшу вовлекать в него не будем, дуреха она еще... И слушай, что я тебе скажу: кроме Кати, у меня никого нет. Растила я ее одна... Как ни трудно было. А вырастила... и вырастила не для того, чтобы она с таким, как ты, всю жизнь мучилась! Не для такого, как ты, я ее растила, Борщов! Ты понял?!
Вот, значит, как. Действительно, на Катю повлияло воспитание. Только мама не строгих правил. Она просто битая жизнью баба, которая рожала дочку для себя. Для своих эмоциональных потребностей. Вот от чего пытается убежать Катя, и почему у нее так мало опыта во многих жизненных областях. Там мама защищает ее от мира.

Альтернативная версия
Интересно также посмотреть и литературную основу сценария. Это повесть
Александра Бородянского. «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭК-2». Здесь Катя мечтает о сыне. А ее тетка не отгоняет взрослого мужчину, а, наоборот, пытается заставить жениться. И конечно никуда эта Катя не едет за любимым. Мужчина остается один. А явление в конце - лишь "белочка", галлюцинация...
Все-таки финальная версия Кати – это много раз преломленный в голове авторов-мужчин образ. У одного она – жертва-несмышленыш. У другого – любопытная первоходка, пробующая эту жизнь на вкус. В финальном варианте – спасительница и перевоспитательница. Ну а на изначальный вопрос, зачем Катя бегает за Афоней, кратко можно ответить так. Потому, что пребывает в иллюзиях. И авторы-мужчины решили эти иллюзии сохранить, чтобы сделать Афоню счастливым в итоге. Правда, счастье это за чужой счет.
Как вы считаете, что в реальности стало бы итогом такого союза?
Долго бы продержалась пара «Катя-Афоня»?
Свежие комментарии