автор Олег
*
Люди боятся зеркал, фотографий и картин. Говорят, портреты могут «высасывать» души, нечисть на полотнах «шалит» по ночам, а если художник вложил в картину много эмоций, то она обязательно окажется какой-нибудь…проклятой.
Признаюсь честно, я сам в детстве попадал под тлетворное влияние таких суеверий.
Может быть, после какой-то книги или фильма — точно даже е могу сказать. Но очень боялся картин и фотографий, на которых были запечатлены лица людей крупным планом. Мне казалось, что они следят за мной, куда бы я ни отходил.Уже потом узнал, что это эффект «прямого» взгляда в объектив фотоаппарата (если на фотографии), или такого же «прямого» взгляда, выписанного художником. Правда это или нет — не в курсе, но меня такое объяснение вполне устраивает.
Ну, не верю я в мистику! Хотя в Москве даже в Третьяковке есть картины, овеянные «легендами».
«Русалки» Ивана Крамского
Легенда гласит, что на первой выставке Товарищества передвижников, проходившей в 1871 г., «Русалки» были размещены рядом с безобидным пейзажем Саврасова «Грачи прилетели». В первую же ночь «Грачи» свалились со стены.
Затем оба полотна купил Третьяков. «Грачей» он повесил в своем кабинете, а «Русалок» в зале. И по ночам обитателям дома чудилось, что из залы доносится тихое заунывное пение, поэтому туда боялись заходить, а сам Третьяков, находясь возле картины, почему-то ощущал упадок сил. В связи с этим старая нянька посоветовала перевесить русалок в темный угол, и безобразничать они прекратили.
Для пущего страху рассказывали, что некая впечатлительная девица, насмотревшись на картину пошла и утопилась.
Картина на самом деле великолепна. Талантливый художник писал, сразу видно! Но если знать, что на полотне — русалки, не быть в курсе мистических историй о них, то вряд ли кто-то пойдет топиться. Ну, а барышня… Кто знает, чем жила эта экзальтированная барышня. В те времена модно было истерить и лечиться от истерии всякими ныне запрещенными препаратами.
А Третьяков умел придать дополнительной ценности картинам, в этом я уверен.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.». Репина
Еще одно загадочное и мистическое полотно в Третьяковской галерее принадлежит кисти Ильи Репина. Это знаменитый «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.». Тот самый, что известен больше как «Иван Грозный, убивающий собственного сына».
Тут легендам и мифам раздолье. Пишут, что как только картину выставили в галерее, посетители начали вести себя неадекватно — кто-то рыдал, кто-то впадал в ступор, а молодой иконописец Абрам Балашов, подойдя к холсту, порезал его ножом. Балашов был отправлен в лечебницу для душевнобольных, где и скончался. Полотно Репину удалось отреставрировать, фактически переписав его заново.
Добавляют, что художник Мясоедов, с которого писался образ царя, в гневе чуть не убил своего малолетнего сына, которого, как и убиенного царевича, звали Иваном. А писатель Всеволод Гаршин, с которого Репин писал царевича, впоследствии лишился рассудка и покончил жизнь самоубийством, бросившись с лестницы…
Картина сильная, что уж спорить. Но и тут я, например, не вижу него мистического. Для иконописца сцена убийства сына отцом могла быть неприемлема в силу его убеждений (особливо если восприятие реалий обостренно религиозностью), для других она могла быть слишком кровавой, ну, а то, что произошло впоследствии с натурщиками, так простите-извините, если посчитаем, сколько манекенщиц померли после показов мод от передоза наркоты, то можно всю одежду показываемую там проклятой объявить.
«Незнакомка» Крамского
Якобы она приносила разлад в семьи владельцев и прочие несчастья, пока не попала в галерею.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
Картина якобы стала причиной долгой тяжёлой болезни дочери Павла Третьякова.
«Портрет Марии Лопухиной» Боровицкого
Якобы отец Марии, известный мистик и магистр масонской ложи Иван Лопухин, заманил дух дочери в этот портрет, и призрак может расстроить их будущий брак.
Верите в такие мифы?
Свежие комментарии