На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

♀♂ Гостиная для друзей

36 729 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Петрова
    многие заняты плагиатом, ищут себя на мировой арене, обезьянничают, но раздавать ценности ради союзов, нет смысла, тр...Россия не ведет с...
  • Владимир Соловьев
    ПЕРЕД ПРИНЯТИЕМ УКРАИНЫ В НАТО, ЕВРОПА ЕЁ ОСНОВАТЕЛЬНО  ВЫДРЕССИРОВАЛА ДЛЯ ПОБЕДЫ  НАД РОССИЕЙ.  ЕВРОПА, ТЕБЕ, ВМЕСТЕ...Продолжайте насту...
  • Россиянин
    А есть еще опущенный лев. Этого льва никакой прайд к себе не принимает."Евреи — нация ль...

Убийство лайком.

Варвара Турова о том, почему важно быть внимательным в соцсетях.
 

Фото: Gregorylee
***
Одного моего друга бросила жена. Некрасиво бросила, с подлостью, унижением, интригами — в общем, ужасная ситуация. Человек, к которому она ушла, знаком со многими в нашей компании. У человека, к которому она ушла, гораздо больше денег. Наши общие друзья хлопали моего друга по плечу, выпивали с ним ночами, слушали грустные истории ушедшей близости, качали головами, узнавая подробности и детали омерзительной интриги, которая привела к печальному финалу. Все ему как бы сочувствовали.

Этот вид сочувствия (удивительно неподходящее для данного случая слово, не было там ни Со, ни Чувствия) нисколько не мешал им ставить лайки в фейсбуке человека, к которому ушла жена моего друга. Мой друг видел эти лайки и спрашивал меня: «А как это возможно? Ведь они же мои друзья». Я спрашивала их, некоторых, тайком от моего друга. В большинстве случаев я получала ответ: «Ой, ну лайки — это же такая фигня» и «Ой, ну еще не хватало подсчитывать чужие лайки», и «Ой, зачем он следит за лайками? Он должен идти дальше! Вперед! Жить!»

Я пыталась что-то отвечать моему другу, дипломатически-примирительное. (Вряд ли у меня получалось хорошо, не мое амплуа, прямо скажем, совсем.) На самом деле у меня не было ответа, кроме одного (который, говорят, неправильный): «Это не друзья. Это приятели, знакомые, фигня на постном масле, но это не друзья, заблокируй их и не общайся с ними никогда, а лучше убей их, как героиня фильма "Догвилль" в конце».

Я привыкла не говорить этого впрямую, я немного социализировалась, я вынуждена всю жизнь пытаться, как в головоломке для младенцев, которым предлагается подобрать правильную формочку для треугольника, круга и квадрата, впихнуть свои представления о дружбе и поддержке в реально существующие нормы и формы. А оно не впихивается. Треугольник не помещается в круг. Что было делать — я научилась прикидываться, что они, эти представления, у меня какие-то другие. Что я стала «мягче». Что я понимаю: people are different (как сказал мне когда-то Миша Ратгауз, очень усталым голосом). Я привыкла произносить фразу «Ну, с другой стороны», но если бы меня кто-то спросил (ах, сладостная мечта!), я бы ответила так: «В некоторых ситуациях нет никакой другой стороны. Есть ситуации, в которых ее просто нет. Есть ситуации и есть фразы, после которых невозможно слово "но". И нет, нельзя ставить лайки кому-то, кто обидел твоего друга. И да, надо выбирать». Этого всего я обычно не говорю, а говорю какое-то туманное облако тэгов, в которое даже не очень верю: «деликатность», «разные люди», «ну пойми», «жить дальше», «не требовать» и так далее.

Или, например. Однажды одна, скажем так, крупная социально-политическая деятельница написала целый большой пост о том, какая я ужасная, с именем и фамилией, ну то есть чтобы наверняка. Под постом стояли какие-то тысячи лайков, в том числе несколько лайков людей, про которых я думала, что они если и не друзья мне, то уж хорошие знакомые точно. На мои вопросы паре из них в личке фейсбука: «Слушай, я не в претензии, но просто скажи, какой мне следует сделать вывод из твоего лайка посту о том, что я — кусок дерьма?» — мне отвечали испуганным: «Ой, а я как-то не понял, может, до конца не дочитал, и вообще, зачем ты придаешь так много значения лайкам?»

А я вот думаю, важно придавать им значение, важно обращать на них так много внимания, важно быть внимательными, внимательными вообще и внимательными в отношении лайков. Потому что они давно стали большой и важной частью нашей жизни. Из-за некоторых лайков ругаются влюбленные, некоторые из них могут сделать по-настоящему больно, лайк может выражать сочувствие, поддержку, может быть мощнейшим инструментом флирта, может означать обиду, все мы знаем, что такое саркастический лайк, лайк-ревность, лайк-злоба, лайк-доброжелательность, светский лайк, и к недавно введенным смайликам и значкам эти разновидности не имеют ни малейшего отношения.

Один мой знакомый не ставит лайки в фейсбуке, он их буквально сеет, горстями. На мой вопрос: «А вот мне интересно, а вот этой дикой глупости и пошлости ты почему поставил лайк?» — он отвечает что-то вроде: «Ой, да я не читал пост, ну просто человек хороший же».

Моя подруга вчера сказала мне, что ставит лайки «просто так». Вообще просто так. Для нее они ничего не значат. Для нее — ничего не значат. А моего друга они могут ранить ножом. А меня — просто дико раздражать. А кого-то еще — как-то еще. Нет общего договора, нет никакой ясности по поводу того, что они такое. Очевидно одно: они — значительная часть нашей жизни. Я думаю, было бы здорово, если бы все лайки стали платными, а все деньги шли бы на какое-то хорошее дело. Если бы мы оказались перед необходимостью очень взвешивать, кому и за что ставить этот лайк, как уменьшилось бы их количество? (И как возросла бы их — каждого — ценность.) Нет общих представлений, нет даже элементарных правил приличия (о, как же мне их не хватает, особенно пункта «Нельзя ставить лайки гадостям о человеке, к которому хорошо относишься» и пункта «Нельзя ставить лайки человеку, который хоть раз написал страшную гадость о твоем друге»). Их нет не только в фейсбуке и не только относительно лайков, разумеется. У нас нет общественного договора ни о чем, он невозможен (это мне так все говорят, что он невозможен, я не сама так думаю), у нас нет одной моды (как в 50-е), у нас нет одного кодекса поведения (как, не знаю, в 18-м веке), никто не закричит тебе «бу-у-у-у-у», как закричал высший свет госпоже де Мертей в финале «Опасных связей». Последнее обстоятельство мне, безусловно, на руку, но все же я тоскую по отсутствию общепризнанных приличий, которые нельзя было бы нарушать, по отсутствия общего кодекса чести, который нельзя было бы нарушать, я тоскую по отсутствию в московском свете самого понятия «репутация», я тоскую по отсутствию сочувствия, сострадания, настоящего, болезненного и ставящего, порой, перед непростым выбором.

И если у кого-то разбито сердце, нельзя, нельзя, черт побери, ставить лайки его обидчику. Надо быть внимательными, надо думать головой, прежде чем ставить лайки в фейсбуке, надо придавать им большое значение. Просто потому, что в конечном итоге это история про человеческие чувства. Чувства других людей.

Варвара Турова   snob.r

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх