Известный украинский актёр Андрей Корнеевич Сова родился в Одессе на Молдаванке, в далёком 1912 году. С детства у парня язык был подвязан так, что в словесной баталии он легко мог переговорить любую торговку на Привозе, используя весь лексикон знаменитого одесского суржика. При этом он передразнивал, говорил разными голосами и легко доводил своего собеседника до истерики, так как достойно ответить ему было очень сложно.
"Королева бензоколонки" (1962).
Как и большинство одесских мальчишек, он мечтал стать моряком. Причем не просто местным рыбаком, а ходить по морям и океанам в другие страны. В Одессу часто заходили большие иностранные суда, и он обязательно прибегал в порт, когда там причаливал какой-нибудь иноземные корабль.
После седьмого класса парень пошел в мореходное училище, которое окончил, когда ему еще не исполнилось 18 лет. Учился на отлично, поэтому его с радостью взяли в команду большого торгового парохода на должность моториста.
На этом корабле он побывал во многих странах и был любимцев всей большой команды корабля, потому что в свободное от вахты время устраивал импровизированные концерты, в которых пародировал разных членов экипажа, включая капитана.
"Максимка" (1952).
И все хохотали от его монологов, а капитан однажды, вытерев слезы от смеха, сказал, что если бы у него была хотя бы половина такого таланта, то он бы давно бросил к чертям свой капитанский мостик и пошел бы выступать на эстраду. И вот тогда молодой моторист Андрей Сова впервые задумался о смене профессии.
"Морской ястреб" (1941).
В 1934, когда надо было продлевать контракт для работы в море, он не стал этого делать и сошел на берег. От друзей он уже знал, чтобы в Одессе стать артистом, надо закончить театральное училище и получить диплом. С таким дипломом его уже могут официально взять на работу и на эстраду, и в театр.
"Тень у пирса" (1955).
На вступительных экзаменах он до слез довел экзаменационную комиссию, когда серьезным и наглым тоном заявил, что он уже и так всё знает и умеет, поэтому преподавателям не придётся тратить время и силы на его обучение, а ему просто нужен документ, то есть диплом. Прозвучало это как очередной юмористические монолог, хотя 22-летний парень говорил вполне серьёзно.
"В мирные дни" (1950).
Его приняли и позже не пожалели об этом. Андрей легко повторял и выполнял различные художественные приемы, преподаватели отмечали его способность быстро и точно перевоплощаться, он отлично пел и танцевал. После окончания училища его приняли на работу в Одесскую филармонию, и он стал выступать на эстраде артистом разговорного жанра.
"В дальнем плавании" (1945).
В кино его впервые пригласили на небольшую роль, когда он еще учился в театральном на предпоследнем курсе. Потом его почти ежегодно приглашали в кино, в основном на роли различных моряков. Для этого ему даже не надо было перевоплощаться. Как только он надевал тельняшку, морская харизма из него сама лезла наружу. С возрастом пришли и другие персонажи, но главных ролей за тридцать лет работы в кино он так и не дождался.
"В мирные дни" (1950).
Впервые роль первого плана в художественном фильме он получил уже в 50-летнем возрасте в фильме «Королева бензоколонки». Актёр очень старался, потому что предчувствовал, что это может быть стартом его работы в большом кино. По мнению режиссера картины Алексея Мишурина, Андрей Сова очень точно создал именно тот образ, который и был задуман в сценарии.
"Королева бензоколонки" (1962).
Критики его хвалили, а зрители были в восторге от великолепного актёрского дуэта Андрея Совы и Нонны Копержинской – Панаса Петровича и Рогнеды Карповны.
"Королева бензоколонки" (1962).
Фильм имел необыкновенный успех, и об киноактёре Андрее Сове узнали на всех киностудиях страны, о чем он, собственно, и мечтал. Но после этого фильма приглашения в кино, наоборот, почти прекратилась. Даже в эпизодах на родной Одесской киностудии для него не находилось места.
Актёр недоумевал, но однажды его друг, кинорежиссер ему откровенно сказал: «Андрей пойми, тебе теперь хоть бороду клей, а все равно в любой роли зрители буду видеть Панаса Петровича. Надо потерпеть. Нужно время, чтобы зрители подзабыли тот образ»
Прошли годы. Зрители фильм не забыли, а вот кинорежиссеры подзабыли об актёре основательно. Следующую небольшую роль он получил лишь через пять лет. Но и тот фильм попал на полку. Потом, еще через несколько лет, его пригласил на роль боцмана в фильме «Разведчики», видно вспомнив его многочисленные успешные роли моряков в старых фильмах. Но и это уже была не та роль, на которую он когда-то рассчитывал.
"Разведчики" (1968).
Актёр понимал, что в кино он упустил свою «жар-птицу» и винил в этом своего самого успешного персонажа – Панаса Петровича. Получилось, что эта роль, которая должна была быть стартом в его большой кинокарьере, по сути, её и похоронила.
Андрей Корнеевич Сова продолжал выступать на эстраде, объездил с гастролями всю Украину вдоль и поперёк. В другие республики ехать не имело смысла, так как его репертуар был именно для украинской публики. Даже на сцене эстрады еще много лет зрители из зала выкрикивали: «Дивитися, це ж Панас Петрович!»
Его номера несколько раз включали в телевизионные концерты, но это не могло сравниться с той популярность и успехом, которые он получил после своей коронной роли в фильме «Королева бензоколонки».
В уже зрелом возрасте Андрей Корнеевич повредил позвоночник. Из-за травмы нарушилась координация движений, но дикция сохранилась. Он еще какое-то время выступал со своими номерами, сидя в инвалидном кресле, но это уже было не то, и актёр окончательно ушел из профессии.
Но и без дела он не мог находиться. Он попробовал писать, и у него неплохо получилось. Он написал и опубликовал замечательную книгу «Дорога к смеху», которая была частично автобиографической.
Не стало артиста в конце 1994 года. До своего 82-го дня рождения он не дожил две недели.
CINEMA
Свежие комментарии