Страна относительно сложная в плане планирования поездок. Хочу поделиться впечатлениями и опытом. Лучше начинать готовиться к поездке в те края месяца за два-три-шесть. Норвегия - она милая, но с тонкостями. Как и её форма на карте.
2020 моментов - слишком занудно, хотя я хотела сначала так. Пускай будет 20 и ещё 20.
Здесь субъективное мнение, картинки и практическая информация.
Первые 20. Общая информация, впечатления и прочая муть. Сейчас.
Вторые 20. Практическая информация и прочая ясность. В следующий раз. Возможно, сделаю карту.
1. Если вы думаете, что скорее всего это будет очень дорого, то вы невыносимо правы. Но это того стоит (на мой взгляд, даже если следующий год придётся экономить и редко путешествовать).
2. Природа местами напоминает Новую Зеландию, местами - Швейцарию. Важная особенность - она вполне земная (в отличие от Исландии), но всё как будто бы обработано умелым фотографом. Горы заострились, трава стала изумрудной, водопады претерпели геометрические изменения. Ну, не зря тащатся почти все. Ожившие заставки самых смелых пейзажей, звучащие шумом воды и отражающиеся в глади озёр и фьордов горы.
3. Население Норвегии практически равно по численности Питеру. 5 миллионов. Если сравнивать с другими странами, то почти такое же в Ирландии, в Новой Зеландии и, например, в Конго.
4. Фьорд - слово, без которого ни одна Норвегия не обходится. Это морской залив, который должен соответствовать некоторым "модельным" параметрам. Уважающему себя фьорду стоит быть узким как ступня Умы Турман (конечно, относительно своей ширины). Для того, чтобы повысить шансы на вхождение в ЮНЕСКО, лучше обзавестись скалистыми высокими берегами. Когда полный штиль, они будут эпично отражаться в воде, визуально придавая дополнительные сантиметры. Глубина может быть большой (даже 1308 м).
5. Многие едут в Норвегию смотреть именно на эти самые фьорды. Они прекрасны, но озёра, горы и даже некоторые города зацепили меня не меньше. Я бы не ограничивалась просмотром фьордов с балкона теплохода. Разве что если вы совсем не хотите почувствовать себя бодрой горной козой. Кстати, фьорды есть не только в Норвегии (а ещё, например, в Чили или в Исландии).
6. В Норвегии много вкусной еды. Здесь нет 100500 разновидностей салатов или пасты, зато качество продуктов почти всегда отменное. Что очень понравилось: Brunost (мягкий карамельный сыр), рыба (почти во всех отелях на завтрак подают красную), местные йогурты и мороженое, ягоды и натуральный сок. В ресторанах очень популярны блюда с мясом, картошкой и ягодами. Обычно вкусно, довольно просто и сытно. И дорого, конечно. Зато в супермаркетах зачастую вполне терпимо. Забавно, что в небольшом городке Loen мы встретили целый уголок российских товаров (семечки стоили около 200 рублей за упаковку). Удивил регион, в котором в огромных количествах выращивают клубнику.
7. Пить воду обычно можно и нужно из-под крана. Вполне съедобно. Но бывает ещё вкуснее (ценители крановки предпочитают Исландию).
8. Люди показались красивыми, умеренно-вежливыми и ненавязчивыми. Расслабленными, но не расхлябанными. Если задавали вопросы, то это казалось искренним интересом (но обычно не задавали:)). Внешний вид у многих весьма неформальный: треть контролёров были похожи на байкеров, сбежавших с концерта. Юмор у многих тоже чувствовался. У меня небольшая выборка, так что точные выводы делать не могу, но путешествовать было приятно. Много спортивных личностей.
9. Два самых симпатичных города из относительно больших (по оценке автора) - это Берген и Олесунн (Ålesund). Они уютные, красивые и окруженные природой. В Бергене мне бы хотелось зависнуть на неделю, гуляя по прекрасным местным лесам днём, а вечером посещая рыбный рынок и кафе в городе.
10. Даже в маленьких городах (к примеру, с населением в 10 тысяч человек) обычно можно найти кинотеатр, несколько баров (с 30 видами джина) и, например, детско-взрослую площадку с батутом. Батуты вообще ценятся в Скандинавии, встретить их можно в значительно части частных дворов. Вся эта движуха никак не останавливает ёжиков и других небольших животных воспринимать этот город как деревню. То есть как периферию своей зоны обитания.
11. Осло - город живой, с настроением, с интересными районами (есть и современное, и уютное, и стандартно-европейское, и тусовочное, и видовое, и музейное). Но прогулки по Осло сравнимы для меня с поездкой в другой интересный город Европы, а не с тем, чего ждёшь от Норвегии. Поэтому, если вы ограничены во времени (и главное для вас - это уникальная природа), не советую здесь особенно задерживаться.
12. В Норвегии много мест, в которых почти нет туристов. В основном охотники за красотами кучкуются в районе Гейрангера и в районе Флома (есть и другие кластеры, но эти одни из самых известных). Места эти, конечно, обалденные, но есть те, что не хуже, а людей там меньше или вообще нет. Например, можно найти озеро своей мечты, на котором провести пару или не пару дней. Рассмотреть карту правильного региона, "придумать" озеро (например, по форме)), найти его фотографии, позырить как добраться. Очень-очень красивые места как раз между Гейрангером и Согне-фьордом. Есть озёра выше облаков, и чуть выше уровня моря.
13. Отдельное удовольствие - ехать на поезде или на автобусе. Окна чистые, тривиального за окном мало. А если и встречается - это прекрасный повод залезть в интернет (если в автобусе есть wi-fi), почитать или вздремнуть. Передвигаясь на местном транспорте, почти всегда в какой-то момент ты оказываешься ещё и на пароме. Можно выйти, стать потрёпанным ветром (или потрепаться с попутчиками), выпить кофе.
Паромы на небольшие расстояния иногда могут быть бесплатными для пешеходов. Удивительно, но многие из них ходят даже ночью. Цены на них относительно низкие. Вывод из этого пункта: перемещаться лучше днём. Или ночью, если она белая. Водители иногда делают остановки в особенно красивых местах. Например, как вот это.
14. Банальный пункт, но вдруг кто-то не знает. Запад страны - вот что в первую очередь привлекает ценителей уникального. Восток красив, но более спокойной европейской красотою. Запад более фьордист, высокогорен и дик. Мне кажется, что самый отборный кусок - между Фломом и Олесунном, хотя, возможно, я что-то упустила. Но в тех краях было действительно обидно, когда внезапно выскакивал тоннель.
15. Самый длинный автодорожный тоннель находится в Норвегии - Лердальский. Длина - 24, 5 км. Несколько раз в течение пути встречаются красиво подсвеченные залы-пещеры. После проезда по нему наш водитель автобуса устроил себе перерыв на восполнение сил (съел банан и посмотрел карту....второе меня обнадёжило).
16. В путешествии нас часто принимали за местных жителей. Возможно, потому что мы ходили уверенно, знали что взять в супермаркете, и не озирались нервно возле автобусной остановки, если уже поняли, что это именно она. Самое смешное было, когда в магазине с нами заговорили по-норвежски, а с местными парнями - по-английски. Дело едва ли во внешности, просто вели себя как дома (не забывая, конечно, что мы в гостях).
17. Многие горные маршруты проходимы и относительно людны. Но нам попадались и тропы, на которых можно встретить лишь кабанов. Не знаю, совпадение ли это, но они были не самыми живописными.
19. Нашла место, напоминающее Перу. Угадайте чем.
20. Когда автор написал "Перу" с маленькой буквы, он осознал, что поторопился насчёт 20 пунктов ночью с 1 на 2 января. Поэтому в этом пункте я просто желаю всем побывать в Норвегии, если хотите! Или не побывать, если не хотите. Это вполне реально. Во 2 части, если не поленюсь, расскажу о том, как не запутаться в транспортных сайтах и прочих штуках.
Свежие комментарии