Помните старенький фильм «Девчата»? Не особо любила его, но раньше мне казалось, что это всего лишь добрая наивная комедия с легким налетом морализаторства. Однако в праздники я дозрела до того, чтобы перечитать еще и повесть, по которой снят фильм. Какие-то моменты стали мне яснее, а какие-то очень не понравились.
Смотрите, в фильме многие детали убрали и сократили так, чтобы кино могли смотреть дети. В частности, там все время намекают на моральное падение главной красавицы Анфисы, но само это падение не показывают, ограничиваясь лишь легкими штрихами. Но в повести половая жизнь небольшого коллектива показана более явно, и можно вполне реально представить, в каких формах она протекала.
- Можно ли «ходить на Камчатку»?
Таким странным эвфемизмом в повести назывались сексуальные отношения, возникшие после того, как пара открыто объявила себя парой. Я не знаю, какой аналог подобрать из нашего повседневного языка. Что-то вроде помолвки, но не помолвка. Помолвка с последующими интимными отношениями? Уже ближе. Помолвка с интимными отношениями, о которых знают все? Вот это ближе всего.
Да, тут соединяются три момента: обозначение себя парой, секс, и последующее поведение мужчины. Если женится – никаких проблем. Если нет – ты порченная.
- Что бывает с теми, кто «сходил на Камчатку» неудачно?
Из них, я так понимаю, была та самая красавица Анфиса. Что с ними бывает, я могу лишь догадываться по отдельным штрихам. Но думаю, что не ошибусь, если скажу: они становятся общей собственностью. К «порченой» девушке начинают подбивать клинья совсем уж неликвидные кавалеры. На которых в других обстоятельствах она бы и не взглянула. И она почему-то не отказывает. Стала бы женщина, которая так следит за своим телом, у которой нормальные здоровые границы (с современных позиций Анфиса там здоровее всех) разбазаривать себя на всяких безобразников? Уверена, что нет. Вот как рассказывает о роскошной красавице какое-то пьяное быдло:
«— И чего вы с ней мерихлюндии разводите? — покровительственно спросил он у Дементьева и повел головой в сторону замершей у стола Анфисы. — Даже смешно: это же Анфиска, своя в доску! Извиняюсь, конечно… Идите прямо на коммутатор и действуйте, как мужику положено. Анфиска не прогонит!»
И как реагирует на это высокомерная красавица (по фильму она все-таки высокомерная, а в книге - нет)
Анфиса отпрянула от него, будто испугалась, что ее станут сейчас бить. На миг глаза их встретились. Анфиса тут же воровато отвела свои глаза, но было уже поздно: Дементьев не умом, а всем любящим существом понял, что Мерзлявый сказал правду. Он не ему поверил, а этому вот жалкому взгляду Анфисы.
Это следствие или физического насилия, или постоянного эмоционального давления: ты плохая, порченная. И это давление превратило жизнь молодой женщины в ад.
- Можно ли избавиться от клейма «порченной»?
Теоретически, можно. Если какой-то человек полюбит тебя, возьмет замуж и увезет прочь из этого ада. Выход из этого овна только через официальный брак, но лучше всего через переезд. Это и предлагает в книге Анфисе влюбленный в нее поклонник.
Но даже в процессе этого предложения ад продолжается.
«Шагах в трех от них прочно обосновался какой-то верзила в помятом пальто и в упор уставился на Анфису. Дементьев с ненавистью покосился на него и заслонил Анфису от липкого взгляда».
Потом влюбленный поклонник убеждает девушку, что все будет хорошо, что они уедут, что он ни словом ее не упрекнет… А вот еще один их диалог.
«Анфиса покачала головой, избегая встречаться с Дементьевым глазами.
— Ведь мы же договорились: поженимся и уедем вместе. Нет таких положений…
— Не бывать этому, Вадим Петрович. Есть, видно, и такие положения, из которых выхода уже не найти.
— Но почему же, почему?
— Слишком вы для меня хороший, пора и честь знать».
- А почему Анфиса этого не сделала? Хотя любила поклонника
А потому, что у нее по книге был неудачный аборт. Теперь она не может иметь детей, и все парни об этом знают. И это дополнительная причина отнести ее в раздел «женщин для развлечений», к которым можно завалиться по ночам. Вы же не видите ночных бабочек в повести. Вот я тоже не вижу. Соответственно понятно, кто добровольно-принудительно берет на себя половые проблемы одиноких лесорубов.
Так что парни развлекаются, а Анфиса кается и расплачивается своим здоровьем, сделав аборт у знахарки. Вроде бы по времени аборты уже разрешены. Но я читала, что существовали всякие сложности, по причине которых Анфиса предпочла криминальный аборт. В частности, чтобы пристыдить женщин, о процедуре сообщали на работу. Девушка не хотела огласки, и предпочла конфиденциальность. Впрочем, даже в таких условиях слухи очень быстро распространились по поселку. И костры в аду запылали еще жарче.
Вот и получилось, что повесть эта – вовсе не легкая романтическая комедия. А тяжелая женская трагедия той эпохи. Когда роскошная красавица, умница (Анфиса по тексту еще и читать любит), девушка с четкими личными границами, опередившая свое время лет на пятьдесят, всю дорогу должна страдать. Кстати, вещи свои по книге она охотно дает Тосе – просто просит не брать их без спроса.
Не положено Анфисе ничего – ни любви, ни семьи, ни даже права на собственное тело. И по сути то, что происходит вокруг нее – это травля, в которой она умудряется сохранить свое я. А возможно и регулярное насилие. Это я, конечно, додумываю, но додумываю не на пустом месте. Потому что о близости с Анфисой говорят те, кто вызывает у нее отвращение. Она будто следует негласному жестокому правилу, стараясь в этой грязи сохранить себя.
Короче, не знаю уж, как это смотреть теперь, зная содержание книги, это похоже на грязный, полный сплетен и насилия жестокий мужской мир. Это грубое и жестокое отношение к женщинам, как по мне, и есть главный отрицательный персонаж книги, как его ни припудривай. Хотя сами героини этого не понимают…
Свежие комментарии