На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

♀♂ Гостиная для друзей

36 739 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерия
    Честно говоря, я никогда не знала о суеверии. Однажды в  юности  , когда очереди были нормой, меня чуть из очереди не...Говорите грамотн...
  • Nikolia Vovchenko
    Извращенцы...ТворОжники из творОга ,а может лучше из творОжники из твОрога«ТвОрог» или «тво...
  • Traveller
    Т.е. вИ таки утверждаете, что Табуреткин и ВВП суть одна банда и "рука руку моет" (с)?И «комплекс с рыб...

Слушать парфюм?

Хочу внести немного прозы, и пригласить вас к обсуждению того, что уже давно обсуждается в парфюмерных дискуссиях. А именно употребление слов слушать и парфюм.

Выразительные средства для описания парфюмов приходится заимствовать из других областей искусства и из других языков. Тема выражения аромата в слове бесконечно увлекательна, здесь мы все этим заняты, все причастны к развитию парфюмерного языка. Можно, конечно, выбрать вариант молчать.

 

Есть такое базовое слово парфюм, к которому даже у нас в команде отношение неоднозначное. Вы заметили, как это слово постепенно входит в обращение? Признаюсь, что я морщилась несколько лет назад, парфюм звучал для меня позерски, слово выпрыгнул из лексикона Эллочки-Людоедки. Но я не смогла долго игнорировать главное название духов на основных парфюмерных языках. Последним большим плюсом для его употребления стали статьи Елены Прокофьевой, которая так естественно и грациозно вписывает парфюм в свои поэтические образы.

Как филолог, я отношусь к языку как к живому постоянно развивающемуся явлению, словари лишь фиксируют определенные его нормы во времени, а мы пытаемся найти баланс между общепринятым правилом с одной стороны и привычкой или новым вызовом времени с другой, весьма болезненно уступая новым веяниям, потому что язык – это наша самоидентификация во времени и культурной среде, но развитие языка все равно мчится вперед.

Почему о кофе так и хочется говорить в среднем роде? Потому что слова оканчивающиеся на  и  в русском языке среднего рода, кроме того несклоняемые слова тяготеют к среднему роду. Посопротивляемся и сдадимся.

Парфюм меня победил.

Какие у него альтернативы? Аромат, согласитесь, очень общее название, которое кстати тоже под влиянием стремительно развивающейся парфюмерной критики сменило окраску с возвышенной на нейтральную. Запах – отличное слово, как синоним подойдет, но тоже общий термин, не различающий запах цветов от запаха парфюма. Духи? Возможно, но к нему прочно прикрепилось значение аромата в его самой высокой концентрации (parfum), помните, выпускались в одной коробочке духи и одеколон.

 

***

Другим камнем преткновения является выражение слушать или слышать запах. Кто-то ратует за высокий стиль слова слушать, кто-то хочет озорно ввернуть бескомпромиссное нюхать. А между ними еще россыпь слов из ощущать, чувствовать, чуять, вдыхать.

 

По мне, так все они уместны.

Запах мы слушаем как музыку или как звери в лесу, у которых все чувства сливаются в одно обостренное чувство. Мы также можем ощущать запах на вкус, так было всегда, а сейчас с нарочитым смешением разных ощущений в одно, чем занимаются производители молекул, это стало еще очевиднее. Запах мы, конечно, еще нюхаем, как животные, хотя раньше мы старались эту дистанцию увеличивать, но сейчас, к счастью, это естественное слово получило амнистию. Я лично очень часто запах вижу, он имеет цвет или сюжет. Потрогать запах тоже иногда оказывается возможным – шершавые пачули (кстати, это слово тоже в развитии), царапающие пряности и шелковый мускус.

Можно, конечно, любой из этих глаголов поставить в нелепый контекст, но зачем? А вы как думаете, нужен нам окончательный железобетонный термин?

Лично мне не хочется из такого многообразия средств выбирать только один словесный костыль, причем безо всякого на то основания. Псевдоправила только мешают, совершенно безосновательно сужают возможности говорить.

Вообще, в применении к искусству, которое находит путь к вашим мыслям и эмоциям без посредников, выражение Как правильно? звучит странно.

Для успешной коммуникации (возникающей каждый раз вновь, а не отлитой однажды в граните) достаточно, просто желания слушать и быть услышанным, на этот раз в самом прямом смысле.

Но это мое мнение, на котором я не настаиваю. Анархия так анархия.

Elena Knezevic -автор 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх