На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

♀♂ Гостиная для друзей

36 735 подписчиков

Свежие комментарии

  • Раиса Мелькумова
    Не знаю, о чем думает наша власть? Зачем нам эти предатели и скакуны, и так уже банд хохляндских полно и нас гнобят…Переедет миллион!...
  • Зинаида Антонцева
    Какая чушь! Я была отличницей потому, что учеба давалась легко.  Автор завистница.Про девочек-отлич...
  • Багира
    Самокритично.🤣🤣🤣👍"Он не знает, что...

Языковые табу.

(понравилась статья,предлагаю обсудить ЯЗЫКОВУЮ КУЛЬТУРУ)

В ходе процесса над Пусси Райот в зале суда неоднократно звучали слова, расценивающиеся многими как кощунство и оскорбление. Продиктовано это было не стремлением кого-то оскорбить, а судебной необходимостью.

Но кощунственное выражение не перестает быть таковым, с какой бы целью оно ни произносилось.

Насколько этичны такие методы судебного разбирательства?

Не свидетельствуют ли они об утрате обществом языковой культуры?

С этим вопросом НС обратился к заведующему Отделом культуры русской речи Института русского языка РАН Алексею Шмелеву.


Табуированность предполагает, что некое выражение или высказывание является невоспроизводимым.

Мы можем сколько угодно цитировать людей, с которыми не согласны, повторять их высказывания, но табуированные выражения недопустимы даже для отчужденного цитирования.

Эту принципиальную невоспроизводимость хорошо иллюстрирует история, рассказанная Достоевским в «Дневнике писателя» (за 1873). Мастеровые вели разговор, используя одно и то же «нелексиконное» существительное, «до крайности к тому же немногосложное». Автор, возмутившись, закричал им: «Помилуйте! Всего только десять шагов прошли, а шесть раз (имя рек) повторили! Ведь это срамеж! Ну, не стыдно ли вам?» В ответ он получил резонное возражение: «А ты что же сам-то семой раз его поминаешь, коли на нас шесть разов насчитал?»

Что же делать, если данное словоупотребление становится предметом обвинения в суде? Думаю, единственный разумный выход – вообще не делать табуированную лексику предметом судебного разбирательства. Если дело дошло до суда, значит, в нем должны присутствовать другие аспекты, заслуживающие рассмотрения, а не только непристойные выражения. Какие-то высказывания могут быть подвергнуты публичному обсуждению, но есть вещи, которые целомудреннее не произносить, а подвергать благоумолчанию.

Языковые табу – вещь изменчивая. Со временем какие-то выражения могут переставать восприниматься как табуированные и наоборот. С одной стороны, сейчас снимаются какие-то запреты.

Скажем, несколько десятилетий назад матерные выражения считались недопустимыми в женских устах и в присутствии женщин.

Можно было услышать такую фразу: «Я бы тебе по-другому ответил, если бы не присутствующие здесь женщины». В современной речевой практике, среди молодежи это правило уже часто практически не действует. С другой стороны, со временем возникают новые табу. Правда, происходит это не так быстро, процесс часто измеряется десятилетиями.

Скажем, слово жид первоначально было вполне употребительным и нейтральным, постепенно стало восприниматься как оскорбительное и недопустимое даже для цитирования. Любопытно, что поздние советские издания словаря Даля фототипически воспроизводили дореволюционное (второе) издание, однако страница, на которой в этом издании находилось слово жид, была переформатирована, и это слово было оттуда выкинуто.

Люди могут сознательно нарушать табу. В определенных кругах это даже модно. Но это значит, что табу в обществе продолжают существовать. То, чего не существует, нарушить невозможно.

Любая культура включает в себя систему запретов. Эти запреты в частности касаются употребления каких-то выражений. Без запретов культура существовать не может. И в условиях межкультурного взаимодействия неизбежно возникают ситуации, когда запреты, присутствующие в одном культурном пространстве, сталкиваются с тем, что нечто аналогичное разрешено в другой среде. Это касается и разных культурных общностей внутри одного языка. Вполне понятно, что в подобных ситуациях возникает напряжение: то, что чрезвычайно ранит носителей одних, другим кажется совершено нормальным и вызывает у них искреннее недоумение. Например, во многих западных странах табуируются совсем другие выражения, нежели у нас. Там очень болезненно реагируют на любое проявление «неполиткорректности». Не зная этого, мы можем походя оскорбить человека и даже не понять «что тут такого».

Чужие табу вообще усваиваются довольно сложно. Человек не понимает, не чувствует неприличия выражений в иностранном языке. Именно поэтому иностранцы, изучающие русский язык, так легко начинают материться. Для них эти слова не являются табуированной лексикой.

Думаю, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Иногда стороны стараются минимизировать общение, но иногда, напротив, намеренно учащают контакты, желая обидеть друг друга или покрасоваться за чужой счет.

Впрочем, бывает, что культуры сближаются, какие-то табу снимаются или, наоборот, культуры воспринимают табу друг друга, но определенные культурные различия все равно остаются.

Конфликтов не было бы, если бы все люди были преисполнены друг к другу самых добрых чувств. Но едва ли это осуществимо.

интернет(ссылку не могу поставить,извините)

Картина дня

наверх