На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

♀♂ Гостиная для друзей

36 725 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жастлек Жакупов
    Кем бы не был по нации Задорнов, но по духу он наш - НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ!!!"А фамилия-то нен...
  • radiofree RF
    Оба фюреры,оба евреи,оба уничтожают свой народ и у обоих один конец.Чем Гитлер лучше ...
  • radiofree RF
    Настоящий человек!"А фамилия-то нен...

Как всенародная слава может сломать актёрскую судьбу...

Фото из Интернета. Источник:  yandex.ru Изображение пользователя Катя К.

В ИСТОРИИ КИНЕМАТОГРАФА НЕРЕДКО БЫВАЛО, КОГДА ВСЕНАРОДНАЯ СЛАВА ЛОМАЛА АКТЁРСКУЮ СУДЬБУ «ОБ КОЛЕНО».

ОДНА ИЗ ЯРКИХ ПРИМЕРОВ ТАКИХ ЧЕЛОВЕСКИХ ТРАГЕДИЙ – ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРА ДЕМЬЯНЕНКО. ЯРКОГО ТАЛАНТА, КОТОРОМУ ТАК И НЕ ДАЛИ РАСКРЫТЬСЯ В ПОЛНОЙ МЕРЕ…

…Александр Демьяненко. Всеми нами любимый «Шурик». Реплики этого персонажа – «вечного студента» - навсегда «обрели крылья». Стали «крылатыми цитатами». Помните? «…Извините, а часовню тоже я развалил?», «Птич-чку жалко!» и знаменитое «Надо, Федя! Надо!»

В другом образе мы его и не представляли. Но всенародная любовь и всесоюзная известность, как медаль, имели и другую, тёмную сторону. После комедий Гайдая режиссёрская братия раз и навсегда занесла Демьяненко в разряд «комедийных актёров». Серьёзных, больших ролей ему давать никто не хотел.

- Кого?!! – возмущенно вскидывался очередной отечественный «феллини», когда ему предлагали попробовать Александра. – Демьяненко?! «Шурика»? Да вы чего – обалдели?! У меня серьезная картина, а не водевиль!

Время от времени Александру Сергеевичу (у него даже фамилия-отчество были «знаковыми»!) удавалось исполнять роли «второго плана». Он много работал на озвучке. Дублировал иностранных актёров в иностранных картинах. И даже «подарил» свой голос замечательному советскому актёру Донатосу Банионису. Дело в том, что тот никак не мог избавиться от акцента. А приходилось играть и чистых «русаков». Так что когда мы смотрим «Мёртвый сезон» или «Командир счастливой «Щуки», то знайте – здесь Банионис говорит голосом Демьяненко.

(Если немного отвлечься, то стоит вспомнить, что «проклятие одной роли» затронуло многих артистов театра и кино, основательно покорёжив им карьеру, а порой – и жизнь. Вот и Владимир Конкин, вспоминая недавно о работе над образом Шарапова, рассказывал, как после съёмок в сериале «Как закалялась сталь» ему горой посыпались предложения на роли определенного плана. «Сплошь одни «кожаные», - грустно шутил он.

Или знаменитый тогда Талгат Нигматулин жаловался в интервью «Советскому экрану», что после успешного дебюта (играл запутавшегося, непутёвого парня) ему пришли предложения сразу на 11 отрицательных ролей!

- Пришлось отказываться, не хотелось, знаете, прослыть «актёром одного амплуа»

А Владимир Коренев ( Ихтиандр, «Человек-амфибия») попросту ушёл из кино. Вернулся в театр. Предлагали роли одних «сказочных принцев», и это просто бесило. В других образах режиссёры его просто не видели. )

Но вернёмся к Александру Демьяненко. Не все помнят, что буквально за год до предложения Гайдая сняться в «Операции «Ы» он сыграл роль еще о одной картине. Для советского кинематографа она стала определённым «событием». И это была не комедия!

Шёл 1964-й год. Последний год хрущевской «оттепели» и «разоблачения злоупотреблений периода «культа личности». (Пользуюсь тогдашней терминологией партийных лекторов и либеральной интеллигенции – «детей ХХ съезда».) Думаю, фильм делали «на заказ». Надо было показать народу, что Комитет Государственной Безопасности изменился. Что там теперь работают совсем другие люди. Что занимаются они теперь не «репрессиями», а полезным и нужным делом. Например, выявлением затаившихся гитлеровских пособников. ( Это не было пропагандисткой «пустышкой». До конца 70-х в Советском Союзе шли процессы над пойманными под чужой личиной бывшими полицаями и палачами. Они широко освещались в прессе. Об этих процессах снимались документальные фильмы.)

И вот на экране мы видим образы «новых чекистов». Чекистов 60-х. Гражданские пиджаки, умные, одухотворенные лица. Великолепный Кадочников, легенда нашего кино (старшее поколение хорошо помнит его в «Подвиге разведчика».) Он и в этом фильме словно продолжает играть эту роль. Теперь его герой, уже в годах, сам руководит действиями молодых подчиненных, посылая их на задания, подсказывая и направляя. Но он демократичен (веяние времени), никакого официоза, никаких «под козырёк» и щелканья каблуками. Под стать «новому старому чекисту» и его молодые помошники, роли которых исполняют Александр Демьяненко и Валерий Никитенко. Молодые, открытые, доброжелательные лица – вчерашние студенты ( возможно, тогда Гайдай и увидел своего «Шурика»). Могут пошутить друг над другом. А еще (видимо, чтобы показать как изменилась атмосфера грозного учереждения) им по телефону постоянно звонит незнакомая девушка и спрашивает какую-то Люсю. (Ошиблась номером.)

И хотя фильм принадлежит к «тяжелым детективам», ведь в нём идёт речь о преступлениях нацистов и их пособников, атмосфера 60-х годов в нём присутствует. Тот неповторимый колорит, которого я, увы, не нашёл в наших современных «стилизациях под 60-е» - «Стилягах» и «Оттепели». Не знаю почему. Вроде и бытовые детали были любовно воссозданы, и костюмы, и ретромашины надраены до блеска, и даже цветовую гамму тех годов создатели фильмов старались воссоздать – а вот не цепляло. Может быть, потому что среди героев этих картин не нашлось ни одного пламенного энтузиаста? Ведь если бы уже тогда все поголовно были циниками, не верили в коммунизм и ненавидели «совок» - то «перестройка» и развал СССР случились бы гораздо раньше?

А еще в фильмах той поры щедро светило солнце (которого напрочь отсутствует в таком «шедевре» как «Бумажный солдат».). И если шёл дождь – то на 10-15 минут экранного времени. Солнце и простор неба (посмотрите хотя бы «Барьер неизвестности»!) выгодно подчеркивали приметы того времени. В архитектуре – огромные от пола до потолка окна вокзалов и диспетчерских, легкие конструкции изящно закрученного металла, простоту и даже некоторую схематичность мозаичных панно и плакатов. Даже в этой картине, где речь идет о поиске и поимке зверя-нелюдя, фашисткого прислужника солнечных, позитивных видов и сцен очень много.

Создатели фильма словно говорят нам: да, в истории нашей страны была страшная война, не все её раны полностью зарубцевались, не все негодяи наказаны, но жизнь не стоит на месте, подросло новое поколение, солнце снова светит над нашей Родиной, и впереди только творчество, труд и счастье!

Таков и «герой этого времени» молодой сотрудник КГБ Андрей Поликанов, роль которого так великолепно исполнил Александр Демьяненко. Он умен, сдержан, говорит неторопливо – не ждите от него взрыва эмоций в стиле Шурика! Он вообще кажется старше того незадачливого студента из «Операции «Ы», «Напарников» и «Наваждения». Старше, хотя «Государственный преступник» снимался в 64-м, а комедия Гайдая – в 65-м. Вообще, если давать Андрею Поликанову характеристику, подойдут два определения – «надёжен и серьёзен». Лишь в одной сцене мы видим слабую тень «того Шурика». Это когда Андрей выходит из больницы, где лежит важная свидетельница преступлений палача Золотицкого ( играет Клара Лучко), и его встречает ее дочь Таня. Она удивлена и раздосадована – какому-то журналисту (Андрей так представился) позволяют навестить маму и говорить с ней, а родной дочери – нет!

- Вы, наверное, очень «важный» журналист? – с шутливым упреком бросает она.

- О да! Я ужасно «важный»! – смеется Андрей, и мы на миг видим «Шурика», который словно выглянул на мгновение из-под брони серьезности и подмигнул.

В деле о розыске предателя Золотицкого есть несколько свидетелей. С дочерью одного из них – Майей Андрею довелось познакомиться в ходе расследования. Они познакомились и… Кстати, на дворе действительно «новые времена» - никто из коллег Андрея не осудил его «связь». Ему доверяют.

А еще в фильме будет череда таинственных событий, когда солидные люди начинают вести себя странно, и надо понять относится это к «делу» или – нет. Таинственная гибель человека, уже попавшего в поле зрения КГБ, что тут произошло – самоубийство или убийство? Подброшенное письмо… Отличная игра актёров Лукьянова, Жакова и Фрейдлиха (отца нашей, всеми любимой Алисы), и неотвратимое возмездие настигшее негодяя, в приближении которого немалая доля усилий молодого следователя КГБ Андрея Поликанова…

Демьяненко здесь сыграл гениально. И очень жаль, что таких, серьёзных, масштабных ролей в его жизни было так мало!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх