Наши предки верили в то, что браки заключаются на небесах, и супруги должны делить радости и печали до конца… как минимум кого-либо из них.
Затем на смену таинству венчания пришла бюрократическая процедура записи акта гражданского состояния, и молодожены скрепляли свои отношения не под куполами церкви, а в отделах ЗАГС.
Сегодня часто отказываются и от этой формы регистрации, предпочитая проверять чувства на крепость совместной жизнью.
И все-таки многие приходят к решению обвенчаться.
Для одних это дань моде.
Для других – красивый ритуал.
Есть и те, кто искренне верит и не представляет своей супружеской жизни без благословения.
Православная церковь вынуждена подстраиваться под существующие реалии и давать комментарии для тех, кто хотел бы вступить в брак по всем церковным правилам.
И подходят священники к этому вопросу со всей серьезностью.
Обозреватель interfax.by убедился в этом, изучив материалы Епархиальное собрание Минской епархии Белорусской Православной Церкви, опубликованные на официальном портале БПЦ.
Священным Синодом в конце 2011 года принят документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», в котором говорится о необходимости подготовки верующих к таинству брака и духовно-просветительской работе с семьей.
Дословно там сказано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении».
Собеседование перед вторым браком
Сегодня многие обращаются с просьбой обвенчаться второй раз. Таким людям в Белорусской православной церкви рекомендуют получить документ, свидетельствующий о снятии благословения с первого союза, и специальное благословение на второй брак от архиерея. Это можно сделать во время собеседования в Епархиальном управлении. Такое же согласие понадобится, если вы задумаете венчаться и в третий раз.
Надо заметить, что на второй брак Церковь смотрит неодобрительно и настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Но православные научились относиться к человеческим слабостям снисходительно.
Сегодня допускается благословение второго и даже третьего брака, на который Церковь смотрит лишь как на принимаемое послабление, лучшее, чем открытый блуд, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается его расторжения.
Четвертый брак, с точки зрения Церкви, недопустим.
Браки между православными и нехристианами
И все-таки в вопросе чистоты веры Церковь непримирима. Венчать пару, в которой один из супругов – нехристианин, например, мусульманин, по-прежнему нельзя. Но и блудом такой брак уже не считается.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что Церковь не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, «одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Руководством здесь является 72 канон VI Вселенского Собора.
Начиная с 1721 года Русская Православная Церковь находит возможным совершение браков православных христиан с членами Древних Восточных Церквей (монофизиты и несториане), римо-католиками и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при обязательном условии благословения брака в Православной Церкви и крещения и воспитания детей в православной вере.
Для заключения брака между православным и христианином иной конфессии обе стороны должны подать прошение на имя правящего архиерея с письменным обязательством крестить и воспитывать своих детей в Православной вере.
Только после положительной резолюции священник получает право совершить венчание такой пары.
автор Янина Савицкая
Свежие комментарии