На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

♀♂ Гостиная для друзей

36 725 подписчиков

Свежие комментарии

  • Жастлек Жакупов
    Кем бы не был по нации Задорнов, но по духу он наш - НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ!!!"А фамилия-то нен...
  • radiofree RF
    Оба фюреры,оба евреи,оба уничтожают свой народ и у обоих один конец.Чем Гитлер лучше ...
  • radiofree RF
    Настоящий человек!"А фамилия-то нен...

Он должен был разделить славу Павла Луспекаева в фильме «Белое солнце пустыни»

5 мая 1928 года в городе Городке (Белоруссия) родился Александр Самойлович Массарский. Заслуженный работник культуры России, член Союза кинематографистов России, Заслуженный тренер России по борьбе самбо и дзюдо, кандидат педагогических наук, доцент, академик Международной академии информатизации, почетный доктор СПб БГТУ, и это еще не все звания этого интересного и деятельного человека. Но главным и самым почётным своим званием Александр Самойлович считал звание «Первого каскадёра Советского Союза». Даже французское слово «каскадёр» в русский язык ввёл именно Александр Массарский. Это случилось в далёком 1948 году, когда он первым в СССР занялся профессиональной постановкой трюков в советском кино.

Александр Массарский.

Позже в многочисленных интервью он вспоминал, что в сороковых годах в продвинутых кинематографических странах уже существовали каскадёрские группы, которые специализировались на разных постановочных трюках.

В Голливуде, например, в то время уже много лет функционировали профессиональные трюковые группы: итальянские трюкачи на автомобилях, мексиканские конники и даже ирландские «драчуны». Причем последние в 20-30-х годах дрались в кадре по-настоящему, избивая друг друга до крови. Режиссёрам довоенных боевиков это нравилось, что не скажешь о самих трюкачах. Постепенно они поняли, что постановочные драки можно сделать более красочными, чем настоящие, и при этом без вреда для своего здоровья.

В СССР при уже достаточно развитом кинематографе ни до войны, ни после таких специалистов не было. Официальным рождением советского трюкового искусства в кино можно считать военную драму «Звезда», которая была снята на киностудии «Ленфильм» режиссёром Александром Ивановым и вышла на экраны в 1949 году.

Александр Массарский.

Фильм о советских фронтовых разведчиках, который вышел в первые послевоенные годы, когда в кинозалах сидели преимущественно реальные фронтовики, по мнению режиссёра, не мог быть похож на театральный спектакль. Он захотел, чтобы в кадре шла настоящая рукопашная борьба с противником, жёсткая и беспощадная, как это было на фронте. Иначе фильм зрители бы просто не приняли.

И тогда он первый в СССР решил использовать в таких кадрах дублёров, которые в батальных сценах заменили профессиональных актёров и более искусно продемонстрировали элементы рукопашной борьбы.

Для этого режиссёр обратился во Всесоюзную секцию самбо (федерация борьбы вольного стиля) которую в те годы возглавлял Анатолий Аркадьевич Харлампиев, а тот уже в свою очередь, рекомендовал режиссёру молодого спортсмена Александра Массарского.

Массарский с энтузиазмом взялся за новое для себя дело, привлёк своих друзей спортсменов, и сцены борьбы в фильме получились на славу. Правда, сам фильм на пять лет попал «на полку». Еще до премьеры картину посмотрел Сталин и в целом остался доволен. Но ему не понравилось, что герои-разведчики в конце фильма погибают. После финальной сцены он сказал: «Фильм отличный, конец нужно переснять. Герои не могут умереть».

Иванов не стал это делать, так как вся драматургия картины пропадала. И фильм до 1953 года ушёл в архив.

В середине 50-х годов Александр Массарский уже считался настоящим профессионалом в части постановки трюков. На «Ленфильме» Массарским был создан первый в СССР отряд каскадёров, который активно принимал участие в съёмках на всех советских киностудиях. В отряде были самые разные специалисты-трюкачи: борцы и боксёры, акробаты и гимнасты, конники и дрессировщики, автомобилисты и мотоциклисты, фехтовальщики, лучники и т.д. Были даже специалисты подводных трюков, которые первыми в мире в 1960 году провели уникальные подводные съёмки в фильме «Человек-амфибия».

Александр Массарский и Владимир Путин на заседании федерации дзюдо.

Причем нельзя сказать, что члены каскадерской группы Массарского стали первыми трюкачами в нашем кино. Еще в довоенном фильме «Весёлые ребята» режиссёр Александров, чтобы сделать драку музыкантов более красочной, привлекал на съёмки боксеров. Позже Сергей Эйзенштейн для съёмок ледового побоища в своем фильме «Александр Невский» тоже обращался за помощью к спортсменам. Но всё это было на уровне самодеятельности, без постановки трюков и специальных мер безопасности. Что называется, «на глазок» самого режиссёра.

Когда в кино пришёл Массарский, такая деятельность стала профессиональной, качественной и, что самое главное, максимально безопасной. Если сравнивать статистку работы профессиональных каскадёров, то в советском кино несчастных случаев на съёмках было в разы меньше, чем в других странах.

Чуть позже свой отряд каскадёров появился на «Мосфильме» потом на Одесской киностудии, а затем и на многих других советских киностудиях. Но основателем этой деятельности в отечественном кино, безусловно, считается Александр Самойлович Массарский.

Александр Массарский в образе таможенника Верещагина рядом с актёром Спартаком Мишулиным на съёмках фильма "Белое солнце пустыни" в 1968 году.

Знаменитый режиссёр Владимир Мотыль высоко оценил работу Массарского в своём фильме «Белое солнце пустыни», в котором Александр Самойлович не только дублировал Павла Луспекаева в особо сложных трюках, но и сыграл нескольких басмачей в разных гримах.

Павел Луспекаев и его дублёр Александр Массарский на съёмках фильма "Белое солнце пустыни".

А всего Массарский принял участие в качестве каскадёра почти в трёхстах фильмах.

Наиболее известные из них: «Человек-амфибия», «Три Толстяка», «Мертвый сезон», «Интервенция», «Блокада», «Два билета на дневной сеанс», «Стрелы Робин Гуда», «Легенда о Тиле», «Транссибирский экспресс», «Золотая мина», «Найти и обезвредить» и т.д.

Александр Массарский в образе басмача в фильме "Белое солнце пустыни".

Примерно в шестидесяти фильмах он был не дублёром, а сыграл самостоятельные роли, в которых его персонажи выполняли трюки.

Легендарный актёр и каскадёр скончался в возрасте 92 лет. Причем до последних дней Александр Самойлович находился в хорошей физической форме и принимал активное участие в общественной жизни.

Но в начале декабря 2020 года он подхватил всем известный вирус и был госпитализирован в инфекционную больницу, из которой уже не вышел. К сожалению, смерть такого легендарного человека в СМИ прошла почти незамеченной. Александра Самойловича Массарского не стало 18 декабря 2020 года. И если бы не проклятый вирус, сегодня бы ему исполнилось 94 года.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх