Вчера вечером, рассматривая колонны собора на фото, мне захотелось почитать о том,как строили это великолепное сооружение ....несколько статей и в том числе про то, что "они не из гранита", прочла и просмотрела))
А вот статья для всех, кому интересно как было на самом деле)
***
В интернете ведутся нешуточные споры вокруг вопроса изготовления колонн Исаакиевского собора.
В Европе нет ни одной церкви, кроме Исаакия, которая имела бы такое количество гранитных монолитов подобной величины.Камень, с исключительным размахом примененный в строительстве, способствует эффектному внешнему виду собора.
Как изготавливали колонны Исаакия: ВЕРСИИ
Обсуждается несколько версий изготовления колонн. Кто-то считает, что колонны изготавливались методом литья. Кто-то говорит о том, что они сделаны из кирпича, секций или бетона и попросту оштукатурены.
Суть споров одна - это не монолитный природный гранит, поскольку технологически такие колонны зубилом и на глазок сделать невозможно, а токарных станков для обработки каменных глыб весом в сотни тонн нет и, тем более, не было в 19 веке. И как их доставляли на место строительства, тоже большой вопрос.
Высота каждой из этих цельных колонн 17,0 м, диаметр 1,8 м, масса 114 т.
"Кому память, кому слава, кому тёмная вода"
Вся слава досталась Огюсту Монферрану. О непосредственных исполнителях творческого замысла архитектора Исаакия говорят мало. В годы строительства собора в северной столице было широко известно имя искусного каменотёса, ваятеля и подрядчика Самсона Ксенофонтовича Суханова (1769-1840-е).
Он участвовал в строительстве мостов, облицовке диким камнем берегов Крюкова канала и Малой Невки, сооружал знаменитые монолитные ванны-бассейны из гранита для Петергофского, Зимнего, Александровского дворцов, Баболовского дворца в Царском селе. Ему посвящали статьи в журналах «Отечественные записки» и «Сын Отечества». Знаменитый художник В.А. Тропинин написал его портрет.
В журнале "Сын Отечества" за 1820 год Н. Бестужев (1791- 1855гг.) очевидец и будущий декабрист, писал: "...Суханов одним опытом дошел до того, что может выламывать такой кусок камня, какой ему угодно, ...он выдумал способ раскалывать клиньями целые горы..." ( И.С. Зильберштейн. Художник-декабрист Николай Бестужев)
Никто ранее не вырубал такие монолиты из гранита, не доставлял их на стройку и не обрабатывал. “Трудности предприятия и неизвестность в успехе первоначально устрашили промышленников и никто не решался взять это дело с подряда, так что комиссия сама должна была заняться им, производя работы хозяйственным образом через комиссионера своего купца Суханова и наблюдая всевозможные предосторожности; но потом, когда успех оправдал смелое его предприятие, нашлось не мало охотников, которые взяли доставку колонн с подряда с большими для казны выгодами” (Источник: Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. В. Серафимов и М.Фомин. С-П. 1865 г., стр. 24)
Что было самым сложным в работе с колоннами Иссакия?
Судя по тому, что первоначально никто не хотел брать подряд на доставку и установку колонн, каждый этап представлял из себя исключительно трудную задачу. Выломать колоссальные монолиты гранита, погрузить на особые суда, перевезти, выгрузить, обработать заготовки и, наконец, поднять и установить - выдающееся достижение обычных русских зодчих, в реальность которого не верят многие.
Первую из 48 колоссальных колонн подняли в присутствии царской семьи и гостей 20 марта 1828 г. за 45 минут с помощью лесов и специально сконструированных инженером А.А. Бетанкуром лебёдок.
Все участники работ по возведению колонн были награждены Николаем I - кто-то деньгами, кто-то чинами, кто-то орденами. Монферрану был пожалован алмазный знак ордена Св. Анны II степени и прибавка к жалованью.
А что же Суханов?
Исследователь русского искусства, профессор Н.Комужецкий обнаружил прошение мастера Великому князю от 5 октября 1840 года, т.е. поданное через 10 лет после установки колонн. В нём 70-летний Суханов пишет о бедственном положении, в котором оказалась его семья и просить выдать "...для насущего питания семейства всемилостивейшее вспоможение".
Комужецкий приходит к выводу, что просьба, осталась без ответа. Но этот документ помог установить примерную дату кончины знаменитого каменотеса: умер народный умелец в полной нищете в сороковых годах прошлого века.
Письменное свидетельство современника.
Николай Александрович Бестужев был возмущён тем, что в печати не было сказано ни слова о том, как высекались из скал, перевозились и устанавливались колонны Исаакия.
В "Письме к издателю" он писал:
«Мы ищем удивительных вещей в чужих краях, с жадностию читаем древние истории, повествующие нам об исполинских подвигах тогдашней архитектуры, за каждой строкой восклицаем: чудно! неимоверно!.. И проходим мимо сих чудных неимоверных колонн с самым обыкновенным любопытством… Огромность колонн, простые способы, которые по секрету открыла сама природа нашим простым людям, < …> наполняет мою душу каким-то приятным чувством, от которого мне кажется, будто я, россиянин, вырос целым вершком выше иностранцев, так что мне нет никакой надобности смотреть на них с подобострастием исподлобья”.
Колонны Исаакия - памятник высокой одарённости простых русских людей, которые "без всех утончений механики, следуя здравому смыслу и верному опыту" сделали то, что никто не может повторить в 21 веке.
Ресурс: "Архитектура"
Свежие комментарии