На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

♀♂ Гостиная для друзей

36 730 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Дроздов
    Браво!!!!!!!«Если бы вы знали...
  • Светлана Петрова
    интересно, в азиатских школах изучают Омара Хаяма? какие были поэты в советские времена, писали не хуже Пушкина и Лер...«Мы – страна без ...
  • Александр Сысоев
    Этот способ жизни подходит для подавляющего числа людей. Как нет панацеи, так и нет одной какой-то методы абсолютно д...«Если бы вы знали...

Доходный дом и народные бани М. С. Воронина

Доходные дома и народные бани Воронина ведут свою историю с конца XVIII века.

Вплоть до начале XIX века на угловом участке, между наб. реки Мойки и Фонарным пер., существовал каменный жилой дом. В 1874 г. по проекту арх. П. Ю. Сюзора дом был надстроен еще одним этажом с изменением декора фасадов. Четырехэтажный каменный дом сохранил свою первоначальную структуру и декор фасадов в характере эклектики.

  • фото

    ВПг на 1914 О. II С. 1209

Лицевые фасады здания имеют симметрично-осевую композицию с ярко выраженными центральным и боковыми ризалитами, которые оформлены, в свою очередь, арочным проездом с позднейшим воротным заполнением, балконами на кронштейнах с ограждением, венчающими аттиками криволинейной и прямолинейной формы. Венчает здание профилированный карниз с сухариками; над входами металлические козырьки; цоколь облицован известняковым камнем.

Воронинские бани

В 1870-1871 г. по проекту товарища председателя Русского общества народного здравия, арх. графа П. Ю. Сюзора были построены бани, названные по имени владельца Воронинскими. Даты постойки запечатлены на изразцовой печи, выполненной в русском стиле, - Заложена 23 июня 1870 г. Окончена 23 апреля 1871 г.

Для посетителей баня открылась в июне 1871 г.

*

Вот что писал журнал «Всемирная иллюстрация» в 1871 году сразу после открытия бань: «В истекшем мае Петербург был порадован и изумлен неожиданною вестью о том, что появились в нем новые бани на углу Фонарного переулка и Мойки. Повалил народ в Воронинские, изумился, да и было от чего». Название бани получили по фамилии владельца доходного дома, в котором были организованы – Михаила Степановича Воронина. Он был видным ученым, основоположником отечественной микологии и фитопатологии, и принимал активное участие в проекте. Архитектор Сюзор в тоже время был крупнейшим в Петербурге строителем общественных бань. А итогом их совместной работы явились бани, столь поразившие современников.

Перво-наперво посетителей поражала роскошная отделка – мраморные бассейны, фонтаны, обилие скульптуры, изразцовые печи, газовые бронзовые люстры, зеркала и зеленые растения. Бани были рассчитаны на посетителей самого разного достатка: здесь были классы за 3, 5, 8 и 15 копеек, имелись шикарные шестирублевые номера из пяти комнат. Специальный номер посещали и великие князья. В бане были как платные услуги: парильщика или прачечной, например, где могли выстирать, высушить и погладить белье, пока посетитель мылся. Так и бесплатные – расчески выдавали всем желающим просто так. 

Но главной особенностью были необыкновенные материалы и их чудесные свойства: своды выложены из портландского цемента, который от сырости становился только тверже, для топки котлов использовали специальный бездымный кардиффский уголь, полки в парилках были из липы, которая «при необыкновенной мягкости не имеет свойства обременять обоняние тяжелым запахом дерева», а чтобы стены бани не впитывали влагу под воздействием разницы температур наружного воздуха и банного, использовался особого качества кирпич, чистейшая вода поступала из собственной артезианской скважины. В 2006 году бани закрыли.

*

За постройку этой бани Сюзор получил в 1872 г. золотую медаль Политехнической выставки в Вене.

Михаил Степанович Воронин (1838-1903) - купец 3-й гильдии, коллежский асессор, был и выдающимся специалистом в области микологии и фитопатологии, академиком. 

Бани Воронина сразу после открытия привлекли всеобщее внимание.

Вся кладка строения была выполнена на цементе Роше, которому не страшна никакая сырость. Своды держались на портландском цементе, который от сырости становится только тверже. Стены в мыльнях и парильнях были обшиты шпунтованной палубной корабельной доской. Окна располагались на высоком уровне.

Внутри были фонтаны, сводчатые потолки, три мраморных бассейна. В бассейнах можно было менять и уровень воды, и температуру. Вода была проточная, поступала из собственного артезианского колодца, в бассейнах можно было плавать. В потолок над бассейном в первом классе было встроено зеркало. На случай повреждения водопровода был запас воды.

В бане была специальная вентиляция, разработано новое устройство печей, все каменки были изразцовые, а вокруг самой большой была устроена скамья, чтобы греть спину. Дорогие номера освещались газовой бронзовой люстрой.

В женском отделении была мебель в стиле Людовика XVI.

На лестнице при входе стояло чучело медведя (до 1950-х гг.).

Из вестибюля на Фонарный пер. выходило огромное окно с венецианскими матовыми стеклами, у окна стояла мраморная статуя. Внутри помещений были установлены терракотовые статуи - ск. Д. И. Иенсен.

Банщики и парильщики вызывались с помощью воздушного звонка. В бане была "бабка" для оказания помощи. Пока посетитель мылся, можно было выстирать, высушить и погладить белье, в прачечной при бане это стоило 1 коп. Мочала в Воронинских банях были двух видов: лубочные, из рогожи и кокосовые, которые делали на канатной фабрике Гота из пеньки. За хранение одежды, за веники нужно было платить, расчески выдавались бесплатно.

Во дворе было два ларя, торговавшие пряниками, квасом, вениками, папиросами и спичками.

В бане были классы за 3, 5, 8 и 15 коп. В бане имелись шестирублевые номера из пяти комнат, одна из которых была отделана в турецком стиле. Специальный номер посещали и великие князья. Уже в первый год в штате бани было 500 человек. Впервые здесь были предусмотрены помещения для работающих.

В конце 1930-х гг. баням были присвоены номера - Воронинские бани стали Банями N 43.  

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх